Вот такая история!

Несколько штрихов к портрету города от Новгородского музея-заповедника.

С вашей помощью, уважаемые новгородцы, продолжаем открывать малоизвестные страницы из прошлого через наш просветительский проект «Вот такая история!».

В прошлый раз вопрос был про создателя прекрасного и знакового для новгородцев женского образа, эта скульптура украшает один из залов Новгородского музея изобразительных искусств. Любопытно, что мастер, создавший это произведение, прямого отношения к нашему городу не имел. Спрашивалось, кто автор скульптуры?
Конечно, это великий живописец, скульптор, график, мастер прикладного искусства, художник театра и даже архитектор Михаил Александрович Врубель. Об этом написали в своих ответах наши постоянные участники конкурса Валентин Самойлов, Дмитрий Самсонов, Марина Келка и Марина Прибыткина, Светлана Егорова и Светлана Смирнова, Валерий Марков, Татьяна Герасимова, а также присоединившаяся к нашему проекту Светлана Цветкова. Перенести на страницы газеты все ответы невозможно, они достаточно объемные, с интересными фактами, взятыми из доступных источников, с личными впечатлениями, что особенно важно. Приведем лишь некоторые из писем. Татьяна Герасимова отмечает, что «автор, действительно, никогда не был в Новгороде, хотя за свою достаточно короткую жизнь (Врубель умер в возрасте 54 лет) объехал пол-России (империи) и пол-Европы. Скульптура «Волхова» – единственное произведение Врубеля, имеющееся в коллекции Новгородского музея. Не так много музеев в нашей стране (меньше двух десятков) имеют работы Врубеля. «Волхова» выполнена в технике майолики и изготовлена на гончарном заводе «Абрамцево» в Москве. Завод принадлежал русскому предпринимателю и меценату Савве Ивановичу Мамонтову. Скульптура датируется 1899-м – началом 1900-х годов. В новгородский музей «Волхова» передана в 1958 году из Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной (сейчас – Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица)». «Майолика «Волхова» – одна из серийных работ Михаила Врубеля, выполненных, когда он работал вместе с П. К. Ваулиным над секретом производства восстановительных глазурей», – написал Валерий Марков.
Дмитрий Самсонов нашел сведения о том, что в 1900 году на Парижской выставке цикл майолик «Садко» был удостоен золотой медали.
Майолики завода «Абрамцево» сравнивали с «музыкой в пластике и цвете». Сейчас они хранятся в крупнейших национальных собраниях России. Сравнение с музыкой вовсе не случайно. Большой любитель искусства Савва Морозов основал в Москве театр под названием «Частная опера». «Меценат активно знакомился с известнейшими людьми искусства, оказывал нуждающимся материальную поддержку, давал некоторым место для проживания, создавал условия для творчества, помогал раскрытию таланта. Так, силами частной оперной труппы была поставлена опера Н. А. Римского-Корсакова «Садко», премьера которой состоялась в 1897 году. А предшествовала ей одноименная симфоническая поэма, своими мотивами навеявшая художнику образ Волховы», – добавляет Светлана Смирнова. В других ответах конкурсантов читаем, что автором декораций и костюмов многих постановок в «Частной опере» был Врубель, в театре он познакомился с будущей женой, солисткой Надеждой Забелой, которую называли лучшей исполнительницей партий героинь опер Римского-Корсакова, в том числе и «Садко», где она исполняла партию Волховы. «Страстно влюбленный Врубель неоднократно обращался к этому персонажу в своем творчестве, совершенно естественно наделяя принцессу Волхову чертами своей жены. Впрочем, не только личными мотивами объясняется интерес Врубеля к Волхове. Можно уверенно сказать, что «Садко» – любимая опера Михаила Александровича. Н. И. Забела вспоминала, что оперу «Садко» Врубель слушал не менее 90 раз. Когда же она спрашивала, не надоело ли ему, он отвечал: «Я могу без конца слушать оркестр, в особенности море. Я каждый раз нахожу в нем новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона», – читаем в ответе Татьяны Герасимовой.
«Тема любви Волховы и Садко из новгородских преданий волнует воображение и современных художников и ваятелей, – добавляет Валентин Самойлов. – Пример тому скульптура, установленная в Кремлевском парке в 1978 году, послужившая основой фонтана. Автор скульптуры – Э. Н. Курылев, член Союза художников СССР, изобразил Садко, играющего на дне морском на гуслях, а справа от него поместил девушку – морскую царевну Волхову, которой суждено было обернуться рекой Волховой. Скульптурная группа помещена на широком постаменте в центре круг­лого водоема. Во всем преобладает тема воды – струятся одежды Садко и Волховы, порванные струны гуслей завихрены и напоминают морские волны».
Теперь новое задание.

ВОПРОС: История бывает непредсказуема. Эти трудящиеся «прописались» на одном из постаментов в нашем городе в 1926 году. Но как же получилось, что место для постамента выбирал сам Николай II?