Вот такая история!

15.11.2018

Несколько штрихов к портрету города от Новгородского музея-заповедника.

С вашей помощью, уважаемые новгородцы, продолжаем открывать малоизвестные страницы из прошлого через наш просветительский проект «Вот такая история!».

В прошлый раз вопрос был про создателя прекрасного и знакового для новгородцев женского образа, эта скульптура украшает один из залов Новгородского музея изобразительных искусств. Любопытно, что мастер, создавший это произведение, прямого отношения к нашему городу не имел. Спрашивалось, кто автор скульптуры?
Конечно, это великий живописец, скульптор, график, мастер прикладного искусства, художник театра и даже архитектор Михаил Александрович Врубель. Об этом написали в своих ответах наши постоянные участники конкурса Валентин Самойлов, Дмитрий Самсонов, Марина Келка и Марина Прибыткина, Светлана Егорова и Светлана Смирнова, Валерий Марков, Татьяна Герасимова, а также присоединившаяся к нашему проекту Светлана Цветкова. Перенести на страницы газеты все ответы невозможно, они достаточно объемные, с интересными фактами, взятыми из доступных источников, с личными впечатлениями, что особенно важно. Приведем лишь некоторые из писем. Татьяна Герасимова отмечает, что «автор, действительно, никогда не был в Новгороде, хотя за свою достаточно короткую жизнь (Врубель умер в возрасте 54 лет) объехал пол-России (империи) и пол-Европы. Скульптура «Волхова» – единственное произведение Врубеля, имеющееся в коллекции Новгородского музея. Не так много музеев в нашей стране (меньше двух десятков) имеют работы Врубеля. «Волхова» выполнена в технике майолики и изготовлена на гончарном заводе «Абрамцево» в Москве. Завод принадлежал русскому предпринимателю и меценату Савве Ивановичу Мамонтову. Скульптура датируется 1899-м – началом 1900-х годов. В новгородский музей «Волхова» передана в 1958 году из Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной (сейчас – Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица)». «Майолика «Волхова» – одна из серийных работ Михаила Врубеля, выполненных, когда он работал вместе с П. К. Ваулиным над секретом производства восстановительных глазурей», – написал Валерий Марков.
Дмитрий Самсонов нашел сведения о том, что в 1900 году на Парижской выставке цикл майолик «Садко» был удостоен золотой медали.
Майолики завода «Абрамцево» сравнивали с «музыкой в пластике и цвете». Сейчас они хранятся в крупнейших национальных собраниях России. Сравнение с музыкой вовсе не случайно. Большой любитель искусства Савва Морозов основал в Москве театр под названием «Частная опера». «Меценат активно знакомился с известнейшими людьми искусства, оказывал нуждающимся материальную поддержку, давал некоторым место для проживания, создавал условия для творчества, помогал раскрытию таланта. Так, силами частной оперной труппы была поставлена опера Н. А. Римского-Корсакова «Садко», премьера которой состоялась в 1897 году. А предшествовала ей одноименная симфоническая поэма, своими мотивами навеявшая художнику образ Волховы», – добавляет Светлана Смирнова. В других ответах конкурсантов читаем, что автором декораций и костюмов многих постановок в «Частной опере» был Врубель, в театре он познакомился с будущей женой, солисткой Надеждой Забелой, которую называли лучшей исполнительницей партий героинь опер Римского-Корсакова, в том числе и «Садко», где она исполняла партию Волховы. «Страстно влюбленный Врубель неоднократно обращался к этому персонажу в своем творчестве, совершенно естественно наделяя принцессу Волхову чертами своей жены. Впрочем, не только личными мотивами объясняется интерес Врубеля к Волхове. Можно уверенно сказать, что «Садко» – любимая опера Михаила Александровича. Н. И. Забела вспоминала, что оперу «Садко» Врубель слушал не менее 90 раз. Когда же она спрашивала, не надоело ли ему, он отвечал: «Я могу без конца слушать оркестр, в особенности море. Я каждый раз нахожу в нем новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона», – читаем в ответе Татьяны Герасимовой.
«Тема любви Волховы и Садко из новгородских преданий волнует воображение и современных художников и ваятелей, – добавляет Валентин Самойлов. – Пример тому скульптура, установленная в Кремлевском парке в 1978 году, послужившая основой фонтана. Автор скульптуры – Э. Н. Курылев, член Союза художников СССР, изобразил Садко, играющего на дне морском на гуслях, а справа от него поместил девушку – морскую царевну Волхову, которой суждено было обернуться рекой Волховой. Скульптурная группа помещена на широком постаменте в центре круг­лого водоема. Во всем преобладает тема воды – струятся одежды Садко и Волховы, порванные струны гуслей завихрены и напоминают морские волны».
Теперь новое задание.

ВОПРОС: История бывает непредсказуема. Эти трудящиеся «прописались» на одном из постаментов в нашем городе в 1926 году. Но как же получилось, что место для постамента выбирал сам Николай II?




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.