11 лет. С продолжением

29.11.2018

«За 11 лет есть что вспомнить, идешь по городу — вот это мы делали. И делали на совесть, для горожан, для Великого Новгорода».

Так случилось, что одно из первых интервью в статусе исполняющего обязанности градоначальника Юрий Бобрышев дал в декабрьские дни 2007-го нашей газете. Так получилось, что и один из последних материалов с ним, именно как с всенародно выбранным мэром, в главной городской газете пришелся почти на эти же дни, но 11 лет спустя. Что удалось сделать за эти годы, взлеты и неудачи, взаимоотношения с областной и федеральной властью, планы на будущее – обо всем этом говорит сам Юрий БОБРЫШЕВ.

– Юрий Иванович, официально вы перешли на работу в мэрию 2 декабря 2007 года. Но предыстория все-таки длиннее…
– Да, предложение возглавить городскую администрацию мне поступило осенью 2007 года от губернатора Сергея Митина. Этому предшествовал целый ряд встреч. Одна из первых таких встреч состоялась еще на праздновании 110-летия «Алкона». Он пришел часа за полтора, все осмотрел внимательно, поговорил с коллективом. И практически сразу же со стороны мне пересказали его мнение: «Вот настоящий мэр для Великого Новгорода». Более предметный разговор состоялся при обсуждении бюджета региона со мной как с депутатом областной Думы и председателем комитета по бюджету. Тогда же я сказал, что готов поддержать все новации в части корректировки и повышения доходной части на 20%, но при одном условии – миллиард рублей отдать из дополнительных доходов на поддержку муниципалитетов. Эту идею, чтобы главы районов могли соревноваться по четким критериям развития территорий, как это в принципе делается на больших предприятиях, я давно вынашивал. Договорились. И почти сразу, и уже в режиме «один на один», последовало предложение: «Давайте поработаем вместе, вы — мэром. Я директором завода был, вы тоже. Найдем общий язык». Ну что ж, я придерживаюсь принципа «никогда не говори никогда», проговорим. И три моих условия. Первое — если становлюсь мэром, все решения принимаю сам, особенно по кадрам. Второе — если что-то начнут «напевать», мы обсуждаем все вопросы один на один, без свидетелей. Третье – мы приняли бюджет, город — это больше половины экономики области, ему необходимо особое внимание, тем более впереди юбилей. По рукам? По рукам! И должен сказать, первые пять лет никогда договоренности не нарушали. Так и стал мэром. А миллиард (Великий Новгород вышел на первое место по всем показателям, так что все законно) город забрал в следующем году.
– …И лишним он не был, учитывая подготовку к тогдашнему 1150-летнему юбилею Великого Новгорода и Ганзейским дням.
– Конечно, нам федеральный бюджет на благоустройство города не дал ни копейки. Да, государство отреставрировало федеральные объекты – Новгородский кремль, здание филармонии, аркаду Ярославова дворища.
Это сейчас Пскову миллиарды выделены под Международные Ганзейские дни, а нам пришлось самим проблемы решать. Практически с нуля. Первое, что начали делать — Кремлевский парк. Сейчас уже и не помнят, но состояние было жуткое — все разбито, фонарей нет, фонтаны не работают. И вопрос: а кто делать будет? Поехал в Петербург, встретился с президентом группы компаний «Возрождение» Игорем Букато. Очень интересный человек — миллиардер и при этом страстный любитель отечественной истории. Рассказал ему про наш город, он загорелся: «Поможем!» И реально помог, работали не за страх, а за совесть, без особой прибыли для себя. На площади Победы-Софийской ничего же не было, даже ливневки. Питерцы прислали настоящих специалистов, пригнали современнейшую технику, установили 11 колодцев, парапеты из гранита, заасфальтировали с необходимым уклоном. Набережные, Ганзейский фонтан — то же «Возрождение», памятник Рахманинову, даже фонтан «Шалунья» – это уже просто подарок от компании был. Работы велись и зимой, ставили обогреваемые палатки, в них плиты укладывали. Времени просто не было, никто не верил, что мы успеем. Но успели, в том числе и дороги в городе отремонтировать, все привести в порядок. Просто гигантская работа проделана была. С другой стороны, это стало хорошей учебой для всех нас.
– Наверное, без хорошей команды это все вряд ли бы удалось.
– Безусловно. И никто с рабочим временем не считался — сколько было необходимо (а когда и более того), столько и работали. В целом я не сторонник резких кадровых перемен. В первый же день на новой работе я собрал всех и сказал: «Спокойно работайте». Мне где-то, конечно, проще было – в городе много лет, в областной Думе работал, администрацию и людей в ней я знал. Да, кто-то ушел, но это неизбежно в процессе работы.
– Тогда же, в 2008-м, начались и работы в многоквартирных домах. Ощущения, что как в прорубь с головой не было?
– Было (смеется). Выяснилось, что пропущены все сроки по участию в программах фонда содействия реформированию ЖКХ, проще говоря, по капремонтам домов. В 2008 году уже были новые условия. Чтобы заявку поддержали, нужно было, чтобы в частном управлении находилось не менее 50% домов. А у нас 5%, и одни МУЖЭПы. Правда, тут можно сказать, где-то и повезло — вопрос курировал Сергей Круглик, бывший заместитель Александра Корсунова. Поехал к нему, объяснил, договорились — ведь для города же делаем. И мы все обязательства, в том числе по созданию управляющих компаний, тоже выполнили. В итоге нам дали 1 млрд 400 млн
рублей, и мы ремонтировали дома. Кстати, станция первого подъема — это при абсолютной поддержке Сергея Круглика, миллиард рублей был выделен на нее.
Вот когда вспоминаешь все эти вещи…интересно было, но, что скрывать, очень напряженно. Можно и вспомнить капитальный ремонт моста Александра Невского, где тоже критиковали нещадно, что никогда не сделаем. Сделали, и я считаю, просто замечательно — опоры, сходы, проезжая часть, тротуары. Пешеходный мост капитально отремонтировали, я уже не говорю о всех тротуарах, что в половине города переложили заново. Машины ездят, люди ходят — все спокойно. Большая заслуга Анатолия Мухарева, все на высоком уровне! Также и строительство нового моста в Деревяницах, сколько там споров было и копий сломанных…
Нюансы – за скобками, главное — что есть. За 11 лет есть что вспомнить, идешь по городу — вот это мы делали, и это, и это тоже. И делали на совесть, для горожан, для Великого Новгорода.
– Вы ведь не просто входите, но и занимаете ведущие руководящие посты в Союзе городов Центра и Северо-Запада России, в Союзе русских ганзейских городов и Союзе городов воинской славы. Эти объединения в подмогу основной работе в городе были?
– Однозначно, тем более когда ты президент Союза. Надо понимать, что в Союзе городов Центра и Северо-Запада обсуждаются абсолютно жизненные вопросы. Там все распределено по сферам — кто-то из городов работает по ЖКХ, кто-то ответственный за культуру, мы ведем направление «образование». Когда масштабные ремонтные работы велись в 2008–2009 годах, собирались, обсуждали, обменивались опытом. Все предложения, которые давались в федеральные министерства, принимались. Потому что они идут от сохи, от людей, которые работают на местах. Союз городов воинской славы основан по указанию президента России. На всех собраниях присутствуют представители от Совета Федерации, Госдумы, правительства. Слушают, анализируют, сами выступают. Эти Союзы жизненно необходимы.
Я уже не говорю про Ганзейский союз. Честно говоря, я когда пришел, всего по Ганзе не знал. Но, побывав на Международных Ганзейских днях в Зальцведеле (там Великий Новгород получил флаг как столица следующих дней. — Прим. автора), сделал все, чтобы мы вошли в руководство этого масштабного объединения. Тогда же и появилась идея создать Союз русских ганзейских городов. Нам удалось добиться, что Новгород будет столицей этого Союза и глава города — бессменный его президент. Ганза – это очень важный аспект работы в международном сотрудничестве, даже президент России обратил внимание. И это имеет большое значение для Новгорода, его звучания. Это надо поддерживать, не растерять в будущем.
– Юрий Иванович, вы опытный политик. По-хорошему гибкий, знающий цену конфликтам и умеющий их избегать. Что же произошло в отношениях с губернатором Сергеем Митиным?
– Во многих областных центрах такие конфликты присутствуют, особенно, где город играет решающую роль в экономике субъекта, как у нас, и еще ревность, он увидел во мне соперника. Есть же присказка: «Ничего личного, только бизнес». Так вот, здесь, наоборот, — только личное. Плюс интриги вокруг него, а плетут интриги там, где можно плести. У меня к Сергею Герасимовичу Митину нет антагонизма. Но это везде так — где сильный губернатор и сильный мэр, это есть. Примерно такая же ситуация была Корсунов — Прусак, только не так наглядно. Да, у меня была возможность в 2012 году пойти на выборы губернатора. Но я ее всерьез никогда не рассматривал и совершенно искренне, на всех уровнях, поддерживал Сергея Герасимовича, везде и всегда говорил, что готов работать с ним, но…
– Как выдержали это давление, что помогло?
– Как ни банально, это семья – жена, сыновья, невестки, внуки. Здесь была полная поддержка. И в администрации города были люди, которые понимали, что я делаю, и готовы были рисковать всем, несмотря на далеко не шуточные угрозы в их адрес: Екатерина Викторовна Красновидова, Ольга Борисовна Попова, Алексей Шишкин, Олег Алфимов, Сергей Золотарев, Юрий Пшеницын и многие другие. Это костяк людей, которые видели, что мы отстаиваем город, без личных амбиций. Я ведь лично «златых гор» с должности не поимел, ничего абсолютно. К слову, и сейчас ухожу без «парашюта». Плюс, должен сказать, и никакого секрета здесь нет, меня всегда полностью поддерживало полпредство в СЗФО — Владимир Булавин, его заместитель Любовь Совершаева, последующие руководители округа.
Сложно это и противно, когда ты знаешь, в чем суть, и когда тебе пытаются руки связать. И когда мне говорят: «Вот вы победили!»… да нет победы, ни у меня, ни у Митина. И ничего хорошего в том, что мы не смогли договориться, нет. Если бы не было этой «войны», за три года мы бы столько сделали дел, как мы смогли сделать за два года с Андреем Никитиным. Вот сколько в этом году дорог сделали. Еще пару лет так, и город как игрушка будет.
– А с Андреем Сергеевичем быстро все сложилось?
– Да. Здесь диаметрально противоположная ситуация, доброжелательные и деловые отношения. Андрей Сергеевич быстро разобрался, что такое город для области и что курицу, несущую золотые яйца, надо поддерживать. Там, где Сергей Герасимович и слышать не хотел про межбюджетные отношения, Никитин увидел и сказал — согласен. Нашли точки соприкосновения, чтобы это не было резким ударом для областного бюджета, и в то же время мы решали городские задачи. Например, когда закон ввели по упрощенке оставить 50% муниципалитетам и по нарастающей. В этом году — 350 млн рублей. Плюс договорились четко — не менее 350–400 млн рублей на дороги. Вот сейчас много споров вокруг ставок НДФЛ, меня спрашивают: почему не бьетесь? А все просто: никакой разницы, получить деньги для города с НДФЛ или по-другому (за счет упрощенки и дорожного фонда), нет. Главное, получить. А поделить НДФЛ… Это, на первый взгляд, просто, а откуда забрать? Чтоб районы на плаху пошли?
– Можно приоткрыть завесу тайны — куда пойдете работать? Вы ведь на пенсию не собираетесь.
– Скажу так: губернатор Андрей Сергеевич Никитин, действительно, предложил мне поработать в правительстве Новгородской области. Сегодня этот вопрос рассматривается.
Но в следующем году вы также собираетесь баллотироваться в Государственную Думу на место безвременно ушедшего Александра Коровникова?
– Поверьте, никому зла не желаю и планов таких просто не было. Мы встречались с Александром Венидиктовичем месяца за полтора до его смерти, он рассказывал, что здоровье поправил, планами делился. Но вот… Да, я получил предложение от Андрея Никитина идти в Госдуму и буду участвовать в предстоящей кампании. Выборов не боюсь — я много раз на них ходил, и как депутат областной Думы, и как мэр, и ситуацию в области в целом и в районах в отдельности знаю неплохо. Считаю, мои опыт и знания пригодятся.
Есть здесь один нюанс – сейчас у партии «Единая Россия» снизилась популярность среди населения по разным причинам, в том числе объективным. В такой ситуации некоторые ее члены и другие «политики» стараются дистанцироваться, даже перебежать в другую партию. Но это не про меня. Я никогда не бегал по партиям и считаю, что «Единая Россия» – партия В. В. Путина, которая много хорошего сделала для страны и еще сделает. А от «прилипал» надо избавляться – от них только вред. Так что, если «Единая Россия» выдвинет меня в кандидаты в Государственную Думу, то я с благодарностью приму это решение. А дальше все зависит только от меня самого и, конечно, поддержки новгородцев.
Своему преемнику на посту мэра что пожелаете?
– В таких случаях никогда ничего не говорю. «Дорожную карту» никакую ведь не нарисуешь, все зависит от человека. Главное — не торопить события, посмотреть, что сделано. И не ломать того, что хорошо работает, и к кадрам надо относиться бережно, по-людски.

Дмитрий НЕЛИДОВ
Фото  Анны Бочаровой




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.