Вот такая история!

13.12.2018

Несколько штрихов к портрету города от Новгородского музея-заповедника.

Сегодня завершается путешествие по удивительным страницам прошлого Великого Новгорода, организованное Новгородским музеем-заповедником и редакцией газеты  с помощью наших читателей-краеведов. Интерактивный проект «Вот такая история!» подошел к финалу. Ожидается, что завтра, 14 декабря, музей пригласит на традиционную встречу своих друзей, среди которых будут и победители нашего конкурса. А пока вернемся к последнему  заданию.

Вопрос был про церковь, росписи которой — это месяцеслов, чего нет ни в одном другом храме мира. Это церковь Симеона Богоприимца Зверина монастыря – последний храм времен новгородской независимости. Подробно об удивительном храме написали не только постоянные участники нашего конкурса Марина Келка, Татьяна Герасимова, Валентин Самойлов, Дмитрий Самсонов, Валерий Марков, Марина Прибыткина, Светлана Смирнова, Светлана Егорова. Мы рады были получить ответы и от новых конкурсантов – Светланы Абрамовой, Ольги Машиной.
«Храм, действительно, имеет совершенно особую систему росписи. Здесь почти нет традиционных для православного храма сюжетных композиций из жизни Христа, Богородицы и того святого, которому посвящен храм. Только в подкупольном пространстве, барабане и апсиде, как и положено, изображены Спас Вседержитель, архангелы и серафимы, праотцы, пророки, евангелисты, композиция «Отечество» в конхе и первосвященники и архидиаконы. Остальное же пространство храма занимают фронтальные полуфигуры святых в регистрах и медальонах, расположенные в календарной последовательности праздничных служб и дней памяти святых годового минейного цикла. Чтение месяцеслова начинается с 1 сентября (по Юлианскому календарю) с изображения Симеона Столпника в челе южной подпружной арки, далее идет по часовой стрелке по стенам, аркам и столбам и заканчивается 31 августа (положение пояса Пресвятой Богородицы) на южной стене диаконника», – написала Татьяна Герасимова. Она отмечает, что до наших дней дошли 245 фигур, 118 фигур или не сохранились, или сохранились плохо и нельзя определить, какой святой изображен. Три фигуры вовсе потеряны и нельзя понять, где они были помещены.
«Казалось бы, что сложного в том, чтобы написать фигуры святых, – продолжает Татьяна Герасимова. – Но перед мастерами стояла непростая задача: в очень небольшом храме (его размеры примерно 8 на 8 метров, и высота невелика, ведь храм изначально разделен перекрытием на два этажа – впервые в истории новгородской архитектуры, потом это станет нормой) поместить 366 изображений. Однако живописцы артели Владычного двора, используя технические и художественные приемы иконописи, сумели органично вписать все фигуры в пространство: они не кажутся мелкими и не производят впечатление тесноты, хорошо видны на расстоянии – для русских храмов такая система росписи уникальна, ничего подобного у нас не было и нет. Но традиция изображения календарного цикла известна в балканских храмах XIII–XV веков. Правда, там месяцеслов занимает лишь часть пространства, остальное – традиционные сюжеты. Единственный близкий аналог месяцеслову церкви Симеона – роспись XIV века одного из храмов монастыря Козия в Румынии. Трудно сказать, были ли знакомы в Новгороде с этим феноменом или нет, но про балканскую практику наверняка знали».
«Строительство церкви связано с трагическими событиями новгородской истории, – читаем у Светланы Смирновой. – Вторая Новгородская летопись подробно повествуют о начавшейся на Новгородской земле в 1466 году сильнейшей эпидемии чумы, которая унесла жизни более 56 тысяч горожан. Во время скорбной молитвы архиепископ Иона услышал голос, повелевающий построить в течение одного дня церковь в Зверине монастыре, где для погребения умерших от чумы горожан была устроена скудельница – большая общая могила. И горожане возвели деревянный храм по обету, с просьбой об избавлении от болезни. Из Софийского собора в Зверин монастырь, где чудесным образом явилась икона святого Симеона Богоприимца, 1 октября 1467 года был совершен крестный ход. В честь этого святого владыка Иона освятил храм, поставленный новгородцами в один день. К марту эпидемия прекратилась, а на следующий год деревянную церковь заменили каменной. Вскоре храм был расписан. Росписи, выполненные во второй половине XV века местными мастерами архиепископского двора, покрывали внутренние стены, своды и колонны и представляли собой уникальный фресковый ансамбль, являющийся мемориальным памятником, посвященным памяти погибших. На фресках были изображены святые в том порядке, как это отражено в церковном календаре, где обозначены дни их почитания. Это иллюстрации месяцеслова по Афоно-Иерусалимскому уставу. Здесь наши предки могли ежедневно обращаться за помощью к тому или иному святому, молясь у его настенного изображения. И это выглядело так же, как молитва перед иконой».
Наши конкурсанты отмечают, что на протяжении веков церковь неоднократно ремонтировалась и поновлялась. Серьезные ремонтные работы, проводимые в конце XVII, в XVIII и XIX веках, затронули и древнюю стенопись. Живопись восполнялась в 1654 и 1771 годах, а в 1845 году храм был полностью записан клеевыми красками с изменением иконографической программы. В 1923 году проводились пробные расчистки, а в послевоенный период эти работы были продолжены. В 1924 году церковь Симеона Богоприимца была передана в ведение Губмузея. Во время Великой Отечественной войны в результате бомбардировок памятник получил повреждения. В 70-е годы художники-реставраторы новгородской реставрационной мастерской раскрыли и укрепили росписи XV века, сохранив в местах утрат слои живописи XVII и XIX веков.
«В настоящее время церковь, как написал Валентин Самойлов, является музейным объектом и открыта для посещения. В западной поздней пристройке к церкви расположена выставка «Памятники архитектуры Неревского конца». В нескольких шагах от церкви возведен Поклонный крест, у подножия которого на гранитной доске выбита надпись: «На сем месте покоятся жители Великого Новгорода, скончавшиеся от моровой язвы в лето 1467 от рождества же по Плоти Господа Нашего Иисуса Христа. Вечная память достоблаженнии отцы, братия и сестры наша приснопоминаемии».
Еще раз спасибо всем, кто принял участие в проекте «Вот такая история!».




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.