Сезонный взгляд художников

Четыре новгородских сезона превратились в неповторимые изобразительные новеллы о нашем городе

До 20 января в стенах государственного музея художественной культуры Новгородской земли работает выставка «Новгородские сезоны». В экспозиции представлено более 40 произведений новгородских авторов из частной коллекции Алексея Финикова (Санкт-Петербург).

Идея организации тематической выставки о современном Великом Новгороде принадлежит самому Алексею Финикову. Проект получил название «Новгородские сезоны», а участникам предлагалось создать или выбрать из уже созданного четыре работы, раскрывающие образ города зимой, весной, летом и осенью.
Приглашенных авторов тоже можно разделить по возрастным сезонам. Самые юные, «зимние» Влада Мурдасова и Даниил Беляев, далее «весенние» Ольга Новикова, Светлана Юткина, Дмитрий Жогин, «летние» Олег Васильев, Владислав Булганин и Галина Филиппова, «осенние» Николай Локотьков, Павел Городецкий и Юрий Ерышев. Такой подход к формированию авторского состава необычен для традиционных новгородских вернисажей, и, конечно, абсолютной новацией стал продюсерский ход коллекционера, связавшего формирование коллекции современного новгородского искусства с организацией ее показа широкой публике.
Ассоциативные связи между возрастными особенностями авторов создают уникальный энергетический узор выставки. Произведения, вне зависимости от опытности творца, наполнены индивидуальным состоянием, сопричастностью к городу, его истории и современности. Любовь, теплота, гордость и уважение к этому удивительному месту под названием Великий Новгород свойственны всем авторам проекта.
Несмотря на небольшое количество участников выставка получилась масштабной по содержанию и разнообразию художественных решений, техник и воплощений. Авторы как бы сканируют родной город, перемежая достопримечательности со спальными районами, размеренную провинциальность с пульсацией современной жизни.
Новгород в картинах участников выставки отличен от видовых штампов. Визитные объекты оригинально интерпретируются художниками, а далекие от туристических маршрутов мотивы приобретают очарование и эстетическую значимость.
Концептуальное единство позволило раскрыть яркую индивидуальность каждого участника. Казалось бы, конкретика темы сузила возможности, но в действительности позволила уйти от второстепенных деталей, красивостей популярных видов и атмосферных состояний. Четыре новгородских сезона превратились в неповторимые изобразительные новеллы о Великом Новгороде.

Олег ОРЕХОВ