Плата за проезд

11.03.2010

Плата за проездВопрос о том, правильно ли поступил муниципалитет, предоставив право ездить бесплатно на маршрутках обладателям единого социального проездного билета, вызвал бурную дискуссию среди наших читателей. Как, наверно, любой вопрос о льготах.

Некоторые даже в суд на газету грозятся подать – «за разжигание розни». Но проблема есть, и от того, что мы будем ее замалчивать, она не исчезнет.

На сайте нашей газеты свое мнение по данному вопросу оставили более 360 человек. Больше половины из них считают, что в маршрутках все пассажиры равны и льготники за проезд  на данном виде транспорта тоже должны платить. Примерно четверть убеждены: да, эти уважаемые люди заслужили право бесплатного проезда на общественном транспорте, в том числе и на маршрутках. К ним присоединяются еще более десяти процентов высказавшихся, с оговоркой «могут, но и маршруток должно быть больше». Остальные участники дискуссии выбрали ответы «не знаю» или «мне без разницы, я в маршрутках не езжу».

Конечно, голосовали на сайте в интернете, скорее всего, не сами обладатели социальных проездных билетов, а поколение их детей и внуков.

А вот письма в редакцию написали в основном люди пожилые. И большая часть писем – тоже от сторонников той точки зрения, что в маршрутках все  пассажиры должны платить. Может, меньше, но платить.

Вот что пишет ветеран труда Наталья Андреевна Груша с улицы Заставной: «Имея единый социальный проездной билет, я никогда не пользовалась и не буду пользоваться маршрутным такси, чтобы не занимать чье-то дорогостоящее место. Пусть на нем на здоровье едут молодые работающие люди. Когда я вижу, как в маршрутку лезут люди глубоко пенсионного возраста, у меня в душе возникает внутренний протест. Государство предоставляет нам льготы на проезд, и перекладывать эти льготы на водителей маршруток просто не логично. …Оставьте нам автобусы, да чтобы их было побольше», – заключает наша читательница.

«Пусть в маршрутках платят все. А кому жаль денег, можно спокойно ехать в автобусе по социальному проездному», – убеждает ветеран труда Валентина Ильинична (к сожалению, своей фамилии она не написала).

«Не нужно искусственно создавать проблему «родители-дети». Пусть молодые ездят на маршрутках, потому что они спешат. Мы ведь были такими же. Я пенсионерка, не работаю. Пользуюсь общественным транспортом (так как имею дачу за Новой Мельницей), и меня это вполне устраивает», – пишет Лидия Николаевна Горохова с Торговой стороны.

Противоположную позицию высказывает читатель, подписавшийся «В.Александровский». «Скверно мы воспитали своих детей. На Востоке бы их высекли публично за неуважение аксакалов», – негодует он. Вместе с тем, высказываясь за бесплатный проезд льготников на маршрутках, признается: «Дожил до пенсионного возраста и никогда не езжу в маршрутках: «газели» – давно известный теснотой и ненадежностью вид транспорта». Во-вторых, замечает автор письма, наш невеликий город пешком можно пересечь из конца в конец минут за сорок, и для здоровья полезно.

Честно говоря, с двумя последними замечаниями нашего  читателя я солидарна. И не очень понимаю, кто вступил в битву за предоставление льготы на маршрутках. Пользоваться маршруткой можно только от безысходности: входишь, согнувшись в три погибели, в пути дрожишь за свою безопасность, потому как водитель одной рукой держится за руль, второй принимает деньги за проезд.

Директор МУП «Центральная диспетчерская общественного транспорта» Алексей Алексеев оперирует цифрами. Согласно Правилам организации транспортного обслуживания населения в Великом Новгороде регулярные пассажирские перевозки в Великом Новгороде подразделяются на: перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах (большие автобусы) и перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте (автобусы малой вместимости, что мы называем – маршрутки). Договора на основные перевозки заключили с предприятием четыре перевозчика. Маршруты с остановкой «по требованию» обслуживают 10 перевозчиков, наиболее крупные из них  – МУП ПАТ-2 («белые» маршрутки – «ПАЗы»), ПТК («фольксвагены») и «Авто-Экспресс», который сейчас является дочерним предприятием фирмы «Питер-Авто» (желтые «газели»). Ежемесячно продается 35 – 42 тысячи социальных проездных билетов. На так называемых маршрутках, по словам Алексея Алексеева, ездят только примерно 6% обладателей социальных проездных билетов. Причем цифра эта разнится: в «желтых» маршрутках едут 3-5% льготников, «фольксвагенами» ПТК пользуются 10-15%, в «пазиках» в час «пик» бывает и до 20%. «Сегодня на маршруте №61 смотрели – 38 человек проехали за «кольцо», и только 1 из них – по социальному проездному билету». Директор предприятия уверен, что проблема искусственно будируется водителями желтых маршруток, которые «не хотят» возить льготников.

Руководитель предприятия «Авто-Экспресс» Дмитрий Рубахин от комментариев отказался, побоявшись быть непонятым, и отослал нас к пресс-секретарю головной компании в Питер.

«На основании закона Новгородской области от 02.06.2009 г. №540-ОЗ «О предоставлении права приобретения единого социального проездного билета на проезд в автомобильном транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок», компания «Авто-Экспресс» с ноября прошлого года уже перевозит обладателей льготных социальных проездных билетов на своих автобусах в Великом Новгороде, – ответили там. – Это убыточно для предприятия, так как существующий в настоящее время механизм компенсации выпадающих доходов от перевозки льготных категорий граждан не покрывает затраты на оказание данной услуги. Механизм же работы должен учитывать интересы как льготной категории пассажиров, так и тех, кто платит за каждую поездку, а также интересы перевозчика.

Схема учета пассажиров-льготников и компенсаций, предложенная ранее, предполагает проезд всего 6 человек в день по единым проездным социальным билетам. Очевидно, что эта цифра значительно меньше реально перевезённых пассажиров. В день только 1 автобус перевозит до 45 льготников, а в нашем предприятии всего 96 машин. Кроме того, при расчете компенсаций не учитывается разница тарифов на проезд в социальном и коммерческом транспорте».

Большая доля льготных пассажиров приходится на МУП ПАТ-2. Директор предприятия Владимир Сарин уточняет: и едут льготники не на «пазиках», а на больших автобусах.

– Население города стареет, и количество льготников растет, за прошлый год – на 12%, – констатирует Владимир Сарин. – В то же время объем перевозок пассажиров падает. За прошлый год – минус 5%, в результате чего мы недосчитались примерно 18 млн. рублей.

Сарин видит проблему в невысокой стоимости социального проездного билета и урезанной в разы субсидии из областного бюджета. которая должна компенсировать перевозчику выпадающие доходы. «С 1 января ежемесячная дотация на социальные проездные билеты сократилась до 15 рублей на билет, в то время как на начало прошлого года это было 120 рублей, в середине года – 60 рублей. В итоге наше предприятие по сути выполняет функции органов социальной поддержки». Владимир Сарин добавляет, что 70 машин предприятия выходят на маршруты, связывающие город с пригородами – Панковка, Сырково и т.д., т.е. перевозят жителей Новгородского района, что, вероятно, тоже надо учитывать при распределении субсидий.

Ясно, что главная причина не в нежелании водителей маршруток везти льготных пассажиров. За бюджетные деньги всегда идет борьба. Когда денег нет – тогда и возникают проблемы.

Председатель комитета по строительству, транспорту и связи Администрации Великого Новгорода Павел Морозов напоминает о том, что право бесплатного проезда на общественном транспорте для определенных категорий людей закреплено законодательством РФ и нормативными актами области и города. Проблема в том, что денег на покрытие расходов перевозчикам не хватает и, скорее всего, придется повышать плату за проезд в городском общественном транспорте.

Только не надо винить в этом льготников – они-то тут никак не виноваты.

Между прочим, по данным комитета социальной защиты Администрации Великого Новгорода, в городе насчитывается около 60 тысяч человек, имеющих право на приобретение единых социальных проездных билетов.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.