«Ликбез» для потребителей
Специалисты Роспотребнадзора отмечают, что наш потребитель с годами становится грамотнее и… настороженнее. Он все больше верит сертификату и лицензии, а не сладким речам продавцов товаров и услуг. Однако до полного «ликбеза» еще далеко.
В прошлом году в Управление Роспотребнадзора по Новгородской области поступило 1612 обращений граждан, и это на 8% больше, чем в 2008 году. Новгородцы жалуются на нарушение правил продажи технически сложных товаров бытового назначения, продуктов питания, некачественное предоставление услуг.
Среди некачественно оказанных услуг «лидируют» медицинские и жилищно-коммунальные.
– Люди, например, ищут достоверную информацию по перерасчету за отопление или по ремонту кровли. Но все это не вопросы Роспотребнадзора, решения по ним мы принять не можем, – поясняет главный специалист-эксперт Управления Ольга Леухина. – В данном случае мы консультируем и помогаем составить исковое заявление в суд.
В структуре платных услуг здравоохранения наибольшее число жалоб приходится на стоматологические. И чтобы не пополнять ряды пострадавших от некачественно выполненных услуг, Роспотребнадзор советует не забывать об элементарных правилах.
Первое. Даже если у вас ну очень сильно разболелся зуб, прежде чем входить к незнакомому дантисту, посмотрите на вывеску, там должны быть указаны наименование учреждения, режим работы и адрес. В фойе в доступном месте – лицензия на право деятельности, полный перечень предоставляемых услуг с ценами. Не увидели – лучше поискать другое учреждение.
Второе. Ознакомьтесь с правами потребителя и исполнителя, узнайте, есть ли льготы. Устраивают ли цены на услуги. Ведь можно поискать и подешевле (цены на платные медицинские услуги законодательством не регулируются). Выбирайте ту поликлинику, которой доверяете, а уходя с приема, уносите с собой экземпляр договора об оказанных услугах и чеки.
Практика показывает, что новгородский потребитель, в большинстве своем, даже не читает договоры, которые ему предоставляют, а сразу доверчиво ставит подпись.
В одной стоматологической клинике Великого Новгорода пациентке не предоставили информацию о том, какими препаратами ее будут лечить. В ходе лечения у женщины возникли проблемы с зубами, и она решила отказаться от этой клиники, попросив вернуть не только 15 тыс. рублей, заплаченных за некачественную услугу, но и выплатить еще столько же, чтобы восстановить больные зубы. Руководствуясь не жаждой мести, не возмещением морального ущерба, а суммой, назначенной другой стоматологической клиникой (30 тыс. рублей), взявшейся исправить чужой брак. Но ее тут же «огорошили»: «А где документы, что вы лечились у нас?»
Надо заметить, что вопросы качества лечения относятся к компетенции Росздравнадзора, и такая жалоба переправляется «по назначению», но те моменты, которые входят в сферу полномочий Роспотребнадзора, обязательно проверяются.
Вот и на этот раз специалисты Роспотребнадзора вышли на проверку по указанному адресу. Они обнаружили, что режим работы учреждения не соответствовал обозначенному на вывеске. Отсутствовал перечень услуг и сертификаты на используемые препараты, сроки годности медпрепаратов были просрочены. У пациентки не было договора на предоставление услуг, ей не выдавали чеки, а услугу оказывали без резиновых перчаток.
Специалисты Роспотребнадзора наложили штраф на юридическое лицо в размере 10 тыс. рублей. Но проблема пациентки осталась нерешенной, ей остается идти только в суд.
В последнее время потребители все чаще стали жаловаться не только на услуги, предоставляемые ЖКХ, но и банками, а также на некачественное обслуживание автотранспортными предприятиями. Так что «ликбез» для потребителей, проводимый Роспотребнадзором, похоже, приобретает новые грани.