Гений русского оружия

11.03.2010

Гений русского оружияПосле успешного завершения Северной войны, присоединения к России прибалтийских земель, основания и развития Петербурга Новгород утратил значение порубежного форпоста на северо-западе Российского государства. 11 мая 1720 года именным указом велено было «Новгородскую крепость оставить и гарнизону там не быть». Кремль окончательно превратился в памятник истории. Последующие годы XVIII столетия были для Новгорода небогаты событиями военной истории. Постоянных гарнизонов в городах Новгородчины в то время не было, как, впрочем, и в других русских городах. Казармы для войск в России начали строить лишь в самом конце XVIII века, при императоре Павле I. До этого войска размещались постоем у мирных жителей. Чтобы бремя содержания войск не стало для них невыносимым, воинские части не задерживались на одном месте подолгу. Через несколько лет они переходили на другие квартиры, не успевая «пустить корни» в месте своей предыдущей стоянки. Тем не менее, и в истории XVIII столетия есть события, которыми новгородцы могут гордиться. С Новгородчиной связано имя полководца, которого знает весь мир. Это Александр Васильевич Суворов.

СУВОРОВ И НОВГОРОДСКАЯ ЗЕМЛЯ

Согласно наиболее распространённой точке зрения, будущий полководец родился в 1730 году в Москве. Однако есть и другая версия. Внук генералиссимуса Александр Аркадьевич Суворов ещё в XIX веке обнаружил документы, свидетельствующие о рождении Александра Васильевича в имении Каменка. Сейчас это имение расположено на территории Любытинского района. Впоследствии полководец не раз посещал Каменку – в 1784, 1786 и 1797-1799 годах. А спустя почти сто лет память Суворова почтили открытием в Каменке инвалидного дома для пятидесяти престарелых воинов. Первоначально предполагалось устроить его в другом имении Суворовых – селе Кончанском, но по просьбе Александра Аркадьевича Суворова решение было изменено. Для нужд инвалидного дома внук полководца пожертвовал все усадебные строения. Открытие приюта для престарелых героев состоялось в 1879 году. Там же была построена церковь во имя святого князя Александра Невского, где в особой витрине хранился фельдмаршальский мундир Суворова. В 1885 году церковь сгорела, и на её месте была построена новая, сохранившаяся вместе с главным домом до наших дней.

Ещё одно суворовское место на Новгородчине – село Кончанское неподалёку от Боровичей. Имение в этом селе перешло Суворову по наследству. Впервые он побывал в нём в 1784 году, после смерти отца, второй раз – весной 1786 года. В основном же с Кончанским связаны три последних года жизни полководца, когда он прибыл в своё имение вопреки собственному желанию.

С восшествием на престол императора Павла I, поклонника прусского короля-полководца Фридриха II, началось переустройство русской армии на прусский лад. Суворов, создавший собственную военную систему и не раз успешно применивший её на практике в сражениях с неприятелем, не мог смириться с этим. Отношение к внедрению в войсках прусских порядков ярко выражено в одном из его афоризмов: «Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак, сам я не немец, а природный русак!». Не удивительно, что вскоре полководец попал в опалу и был отправлен в ссылку в Кончанское. В своё имение он прибыл 5 мая 1797 года. Началась почти двухлетняя ссылка.

Гений русского оружияЖивя под пристальным надзором властей, Александр Васильевич был лишён права покидать пределы Кончанского. Это один из самых тяжёлых периодов  жизни полководца. Вынужденная бездеятельность тяготила его. Пытаясь развеять скуку, Александр Васильевич играл с деревенскими мальчишками в бабки, пел в церкви, звонил в колокола, крестил крестьянских детей, продолжал спартанские тренировки с ежедневными обливаниями холодной водой и пробежками. Правда, в феврале 1798 года Павел I неожиданно вызвал опального полководца в Петербург и дал понять, что готов вновь принять его на службу, если тот попросит. Понимая, что в таком случае ему придётся поступиться принципами, Александр Васильевич не воспользовался этим шансом и вновь уехал в Кончанское.

Находясь в ссылке, он продолжал пристально следить за политическими и военными событиями в Европе. Главным их действующим лицом был молодой французский полководец – Наполеон Бонапарт. Оценивая его успехи, Суворов сказал однажды: «Далеко шагает мальчик! Пора унять…». Однако унимать «мальчика», дошагавшего до Москвы, пришлось уже ученикам великого полководца.

Вскоре пора вынужденного бездействия завершилась. В 1798 г. Россия вступила в антифранцузскую коалицию вместе с Англией, Австрией, Османской империей и Неаполем. По просьбе союзников на пост главнокомандующего армии Павел I назначил А.В. Суворова. Полководец был восстановлен на русской службе в чине генерал-фельдмаршала.

7 февраля 1799 года А.В. Суворов, попрощавшись с крестьянами, покинул Кончанское. Вернуться туда ему было не суждено. Через месяц он в Вене принял командование над союзной армией. Театром военных действий стали Швейцария и Северная Италия. За четыре с половиной месяца русские войска под командованием Александра Васильевича одержали победы на реках Адде и Треббии и у города Нови и очистили от французов всю Северную Италию. В сентябре 1799 года начался Швейцарский поход Суворова. В тяжелейших погодных условиях русская армия перешла через Альпы, показав беспримерные образцы храбрости, упорства и выносливости и по-прежнему одерживая победы над неприятелем. Однако разногласия с главными союзниками – австрийцами – помешали А.В. Суворову развить успех. 10 октября 1799 года Россия расторгла военный договор с Австрией, и русская армия была отозвана на родину.

Победами в Италии и Швейцарии А.В. Суворов окончательно стяжал себе славу великого полководца. Его заслуги были признаны даже питавшим к нему неприязнь Павлом I: император пожаловал ему чин генералиссимуса. Однако милость царя оказалась недолгой. В Петербург полководец прибыл, снова находясь в опале. К этому времени возраст и тяготы военных походов дали себя знать: Александр Васильевич тяжело заболел. 6 мая 1800 года Суворов скончался в доме своего родственника Д.И. Хвостова в Петербурге и был похоронен в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.

 

ПАМЯТЬ О «ПРИРОДНОМ РУСАКЕ»

Имя Александра Васильевича Суворова стало одним из символов русской воинской славы. По всей России и за её пределами сооружались памятники Суворову. В 1900 году был основан и в 1904 году открыт Суворовский музей в Петербурге. По соседству с ним, на плацу лейб-гвардии Преображенского полка, разместили перенесённую из Кончанского деревянную Александро-Невскую церковь. Храм был построен тщанием самого Суворова и освящён в 1789 году. К сожалению, подлинная суворовская церковь не пережила советскую эпоху и была разобрана в 1925 году.

В Кончанском же, на прежнем месте, в 1901 году была построена новая каменная церковь. Сейчас в её здании размещается диорама «Альпийский поход А.В. Суворова», а по соседству недавно восстановлена по подлинным чертежам деревянная суворовская церковь. В тяжёлое время Великой Отечественной войны, в 1942 г., в Кончанском был открыт музей Суворова, который в настоящее время является филиалом Новгородского музея-заповедника. Ещё до этого, в 1940 г. там же появился бюст полководца.

Гений русского оружияСамый первый памятник А.В. Суворову на Новгородской земле должен был появиться в Боровичах ещё накануне Первой мировой войны. Сбор средств на его сооружение начался в 1899 году, а с 1908 года приобрёл всероссийский масштаб. Было собрано около 40 тысяч рублей. Проект памятника разработал знаменитый скульптор Б.В. Эдуардс, автор памятников А.В. Суворову в Очакове и на поле Рымникского сражения. По замыслу скульптора фигура полководца со шпагой в поднятой руке должна была стоять на постаменте в виде скалы. В июле 1913 года отливка бронзовой фигуры и четырёх барельефов со сценами из жизни генералиссимуса была завершена, а 5 октября того же года состоялась церемония закладки памятника на Екатерининской площади в Боровичах. Однако начавшаяся вскоре мировая война помешала реализации этого замысла.

Имя величайшего полководца оказалось востребованным в годы Великой Отечественной войны. В 1942 году был учреждён орден Суворова трёх степеней, которым награждались командиры Красной армии «за выдающиеся успехи в деле управления войсками, отличную организацию боевых операций и проявленные при этом решительность и настойчивость в их проведении». При этом в большинстве случаев награда вручалась за победы, одержанные «не числом, а уменьем». В 1943 году появляются Суворовские училища. Портрет генералиссимуса изображается на плакатах и боевых знамёнах. Так «природный русак», не потерпевший за свою жизнь ни одного поражения, и спустя полтора столетия после кончины продолжал вдохновлять защитников Родины на подвиги.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.