Проводники истории великого города

21.02.2019

21 февраля – Всемирный день экскурсовода

Кто-то из древних сказал: «Если хочешь, чтобы человек напротив тебя расчувствовался, – расчувствуйся сам». Ты должен действительно любить – людей, город, историю, – убеждена заведующая экскурсионным отделом Новгородского государственного музея-заповедника Наталья ШУПЛЕЦОВА. Сегодня она говорит об экскурсиях, туристах и, конечно, о профессии.

– Наша профессия молодая. Когда люди стали путешествовать, возникла необходимость в проводниках. Раньше экскурсоводом называли любого человека, который умеет говорить, имеет историческое образование. В XX столетии это уже профессия, специальность, она требует определенного навыка.

В составе Новгородского государственного музея-заповедника 17 экскурсоводов в штате, 11 из них работают на нескольких языках: английском, немецком, французском, итальянском и испанском. Помимо штатных экскурсоводов, в высокий сезон, с мая по октябрь, мы привлекаем внештатников. Их у нас 82 человека. Это наши хорошие добрые помощники.
За прошлый год музей принял 961 тысячу экскурсантов. Нам приятно, что в основном наши гости – россияне. Поток иноземных туристов – не более 30%. А из оставшихся 70% пятая часть – новгородцы. Это значит, что у нас есть интерес к нашей истории, нашим памятникам.

Наши экскурсоводы владеют более 30 разными темами: в музее деревянного зодчества мы говорим о народной культуре, в монастырях – о христианской, в музее изобразительных искусств должны отличать Айвазовского от Крамского, Серова от Шишкина.

Недавно открыта Белая башня. И нам всем приходится изучать, когда была изобретена артиллерия, чем стрелец отличается от пушкаря, что такое шуфла (совочек, которым порох насыпали). А коллектив в основном женский, среди штатных экскурсоводов только один мужчина, Дмитрий Большаков.

В позапрошлом году музей закупил коллекцию игрушек. Значит, надо еще про игрушки все посмотреть, усвоить и рассказать так, чтобы это было интересно.

В этом году, дай бог, откроем речной домик. Новгород богат историческими находками не только из-под земли, но и из-под воды. Значит, еще наращивание нашей экскурсионной тематики.
Так что наши штатные экскурсоводы имеют хорошие головы, чтобы весь этот объем информации впитать, запомнить, осмыслить.

– Тем не менее у каждого экскурсовода есть, наверно, любимая тема?

– Да, безусловно, каждый из нас на что-то заточен, что-то мы любим больше, что-то меньше. И в прошлом году, чтобы ярче раскрыть потенциал каждого экскурсовода, мы запустили проект авторских экскурсий. Они пошли на ура. Некоторые даже пришлось повторить несколько раз. Это «Святое Поозерье» Аллы Шведчиковой – экскурсия в Михайло-Клопский монастырь. Автобус на 47 мест не вместил всех желающих. Мы посещаем этот монастырь нечасто, потому что там идут большие реставрационные работы, но интерес у новгородцев к этой святыне новгородской земли большой.

«Романтические истории Великого Новгорода: от Ярослава Мудрого до Сергея Рахманинова», которые подготовила и ведет Эльвира Гептинг, тоже пошли на ура. Тема Рахманинова в городе звучит слабовато. Где объекты показа? Памятник работы Рукавишникова в Кремлевском парке. Десятинный монастырь, где было кладбище с могилой бабушки композитора, сейчас закатанное в асфальт. И Рождественское кладбище, где захоронена мать Сергея Рахманинова. Когда мы бываем в нашем памятнике – церкви Рождества Христова на Красном поле, мы обязательно заходим на могилу Любови Петровны. Что еще показать? Улицу Тихвинскую, где был дом Рахманинова. Зацепились – и сделали такие романтические истории. Много было звонков с просьбой повторить.
Интересная экскурсия у Елены Штейнберг, посвященная крещению Руси. Дата отмечается 28 июля, мы назвали экскурсию «Добрыня крестил огнем, Путята крестил мечом».

– Как приходят люди в вашу профессию?

– В основном в музей попадают после наших курсов. Мы ежегодно проводим курсы лекций «История и культура Великого Новгорода», они длятся с октября по май, два раза в неделю. Как правило, приходит около сорока человек. По окончании курсов те люди, которые нацелены стать экскурсоводом, сдают экскурсии. Это 2–4 человека, но действительно звездочки, сподвижники своего дела.

Много экскурсоводов, как это ни удивительно, с техническим образованием. Я тоже пришла в музей через курсы, по образованию конструктор радиоэлектронной аппаратуры, училась в Политехническом институте.

В душе у каждого из нас есть камертон, который определяет, в унисон звучит с твоей душой какое-то событие или нет. Музейные курсы во мне «зазвучали», так я оказалась в профессии. Сначала была внештатным экскурсоводом, работала в бюро путешествий и экскурсий, потом меня пригласили в музей.

– Какими качествами должен обладать экскурсовод?

– Конечно, это интеллект. Обширный кругозор. Культура речи. Хорошая память. И самое главное, я в этом абсолютно уверена, – экскурсовод должен любить людей. Ты должен почувствовать человека, полюбить человека и поделиться с ним теми знаниями, которыми обладаешь.В основе наших экскурсий лежит научность. Никаких досужих анекдотов, никаких теорий разных современных пророков вы не услышите. Конечно, экскурсоводы знают и о новых течениях, и о новых версиях и могут ответить, если турист задаст вопрос. Но мы приверженцы классической академической науки. Наука, пропущенная через индивидуальность, – это не скучно. Культура – это всегда индивидуальность. На хорошего экскурсовода, как на любимого артиста, люди ходят.

– Для вас лично прелесть, радость профессии в чем?

– Возможность восторгаться Великим Новгородом каждый день. Город настолько многогранный, он не перестает удивлять, каждый день открывает новые тайны. Для меня лучшего города, чем Великий Новгород, просто не существует. У нас, экскурсоводов, есть такое понятие: памятник, храм должен тебе раскрыться. Он никогда не откроется, если ты пришел туда впервые. Приходишь второй, третий, пятый раз – и тогда потихонечку начинаешь понимать. Узнаешь тайны, особенности его – и он раскроется тебе. Новыми красками, звуками, запахами.

– У вас есть любимые места в городе, которые всегда хочется показывать гостям?

– Церковь Спаса Преображения на Ильине улице с фресками Феофана Грека. Там необычная атмосфера. Это единственный Феофан в мире, его фресковая живопись только у нас. Правда, сейчас мы закрываем на некоторое время этот храм – высокая влажность воздуха неблагоприятна для фресок. Симеона Богоприимца люблю. В древних храмах молится по-другому, дышится по-другому и ощущаешь себя по-другому. Люблю Грановитую палату. Там декоративно-прикладное искусство, различные техники и, возможно, мне как технарю это близко. Замечали, на древнерусских изделиях XI–XII веков всегда есть блеск. Потому что ковали молотом, молоточком, и есть шероховатости. Особенно, когда свет приглушен, это мерцание древнерусских изделий – совершенно изумительное!

– Вы много работаете с ВИП-персонами. В чем особенность экскурсий для высоких гостей города?

– Любая власть – от Бога, конечно. Убеждаюсь в каждом случае: они замечательные люди, умницы. Может быть, система как-то ломает. Как и любые люди, они удивляются и удивляют.
В 2010 году показываю Владимиру Путину келью владыки Иоанна и рассказываю легенду, как владыка на бесе летал в Иерусалим. Владимир Владимирович с улыбкой замечает:
«Я сделаю его покровителем Аэрофлота». Удивила Эльвира Набиуллина. В ее заявке был музей изобразительных искусств. Я даже подумала, что служба протокола ошиблась. Работаю и в последнем зале аккуратно спрашиваю: «Эльвира Сахипзадовна, почему все-таки музей изобразительных искусств?» Она отвечает: «Очень Нестерова люблю». Оказывается, она училась в художественной школе, сама из Уфы, как и художник Михаил Нестеров, и очень хотела посмотреть в нашем музее его «Благовещение Пресвятой Богородицы».

Но мне больше нравится работать не с политиками. Все-таки не они властители душ человеческих. Властителями душ являются люди культуры. На них душа моя откликается, мы звучим, говорим на одном языке. Я работала с Еленой Образцовой, Дмитрием Хворостовским, Валерием Гергиевым, Никитой Михалковым, Владимиром Федосеевым…
С Михаилом Пиотровским мы работали ночью, после семинара, вместе с гендиректором нашего музея Натальей Григорьевой показывали гостям (Михаил Борисович был с супругой) церковь Спаса на Нередице. Его знает весь мир, это человек блестящей культуры. Тем не менее он приехал на два дня, чтобы посмотреть наши храмы. И как потом сказала его жена: «Он так замер перед Нередицей. Я давно не видела его таким восторженным».

Людмила СОКОЛОВА
Фото Анны БОЧАРОВОЙ 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.