Что за третьей дверью?

07.03.2019

Новая выставка новгородского художника Оксаны Немолочновой открылась в редакции газеты «Новгород»

Ловлю себя на том, что, приходя в редакцию, каждый раз улыбаюсь. У входа меня встречают «Двое» и «Закат, похожий на рассвет», затихший на солнечных шарах одуванчиков. За поворотом, у входа в кабинет – малыш, стоящий босыми ногами у порога, – открытые «Ворота в жизнь». С картинами Оксаны Немолочновой хочется здороваться, а если подольше задержаться у любой из них, то невольно отправляешься в путешествие внутрь картины, вглубь и за рамку.

В жизни художника все сложилось, как говорит сама Оксана, «по классике»: в 5 лет родители отдали рисовать – кружок, школа, университет, все по художественной специальности. «Я считаю, мне очень повезло с учителем. Александр Алексеевич Варенцов был куратором группы в университете, преподавал рисунок, живопись, композицию. У него в этом талант от Бога, он нас всех объединял, вдохновлял, создавал творческую атмосферу, а мы дневали и ночевали в мастерских. Даже не знаю, где бы я сейчас была, если бы не он. Как он потом говорил, «видел потенциал», и потому требования ко мне были больше, чем к другим. Порой и до слез доходило. А получается, я одна в искусстве и осталась из всей группы. Он угадал», – рассказывает она.

После окончания с красным дипломом НовГУ Оксана Немолочнова осталась преподавать на кафедре изобразительного искусства.

А 15 лет назад в жизни появился Театр – новгородский театр для детей и молодежи «Малый», где она заведует художественным цехом, отвечает за бутафорию и декорации. «У меня есть несколько спектаклей, в которых я работала как художник: «Простодурсен. Сказка приречной страны», «Леля и Минька», один из самых любимых «Заколдованная дева», где огромные волшебные книги и много художественных сложностей», – говорит Оксана.

В оформлении спектакля «Простодурсен» участвуют сотни камней и камешков. Они дарят главному герою большую радость – делать «бульки» в прозрачной речной воде. А сколько камней живет в мастерской у Оксаны, сложно сосчитать: «Я очень люблю минералы, необработанные камни, где человек не вносил свою руку, где поработала только природа. Потому что природа лучший художник, и те шедевры, которые создаются в камне, – они ни с чем не сравнимы по цвету, по форме, я готова рассматривать их часами».
Каждый камень – это еще и память о пройденных дорогах, далеких и близких путешествиях. Кавказ, Алтай, Сибирь, Мурманская область, Крым, Соловки, Киргизия, Прибалтика, Финляндия, Швеция, Сербия, Индия, Тибет, Таиланд.

– Крым – одно из любимейших мест, – рассказывает Оксана, – я часто там бываю, но он остается в этюдах. А Соловки, наоборот, один раз была и пишу их бесконечно. Даже когда из Индии приехала, писала Соловки. В Индии было много эмоций, но глубинные вещи не затрагивались. А Соловки как неиссякаемый источник, память поколений, что-то исконно русское. И очень красивое художественное место. Можно поставить этюдник и поворачиваться на сантиметр по кругу.

Путешествия – это источник вдохновения, эмоций, впечатлений, образов. А как появляются идеи картин?

– Чаще всего сюжеты подсмотренные, – делится художник. – Где-то что-то увидела, и будто вспышка перед глазами – это то, что я хочу нарисовать. Дальше начинаешь обрастать набросками, зарисовками, фотографиями.
В простых сочетаниях предметов, движениях людей и природы художнику открывается будто еще одно, невидимое измерение. Образ. И дверь в это измерение остается в каждой картине. Я могу попасть в «Двор моего детства», в мое солнечное и беззаботное лето, с разбитыми коленками, секретиками из цветных стекол и кудрями стеблей одуванчиков, завиваемых в лужах. И одновременно в детство художника, где за углом дома ждут арбузы, стоят тазики с осетровой икрой, большая деревянная ложка, чтобы запустить ее, полную икры, в рот и бежать дальше, вялятся на бельевых веревках трехметровые янтарного цвета балыки осетров. У картины «Соловецкие юнги» задуматься, с кем повстречались эти моряки-ветераны – с новым поколением Школы юнг или с самими собой времен военной юности. А у картины «Двое», может, и не удастся услышать запах тандырных лепешек и заметить в кустах молодого бычка, хрустящего абрикосами, а в розовых силуэтах, похожих на облака, на горизонте можно не узнать могучий Тянь-Шань, но ощущения единения, дружбы и одновременно свободы будут щекотать тем ветром, который переплетает листья двух деревьев на берегу озера Иссык-куль. А вот «Три двери» – одна приоткрыта, деревянный пол, к стене прислонился веник. Простой, внешне бытовой сюжет. Но что за этими дверьми? И почему плакал мужчина, глядя на эту картину?

Выставка, представленная в редакции газеты «Новгород», называется «Фрагменты». Фрагменты жизни, детства, пути, путешествий, воспоминаний, встреч, увиденного, услышанного и прочитанного. Но все фрагменты собираются вместе в месте встречи души художника и внимательного зрителя и объединяются тем светом, который в них живет.

Анна БОЧАРОВА
Фото автора




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.