Соглядатай ухода
Пронзительный угол зрения за горизонтом жизни
Вчера, 17 марта, на сцене новгородского театра «Малый» состоялась первая в России премьера пьесы канадского драматурга Мориса Панича «Соглядатай».
Критики называют Панича автором «черных комедий», его острые современные пьесы неизменно привлекают внимание, но до сих пор в нашей стране их никто не ставил. Наш театр — первый. Следом за Великим Новгородом «Соглядатай» появится в афише Российского академического Молодежного театра (РАМТ) в Москве, но премьерный показ современной канадской драматургии – у нас.
На счету Мориса Панича более восьмидесяти постановок и более двадцати пьес, из которых «Соглядатай» самая успешная. Она принесла автору приз «Джесси» как лучшая пьеса года, была отмечена на Эдинбургском театральном фестивале. Панич превосходно смешивает в своих пьесах коктейль из острых эмоций и философских рассуждений, ироничные исследования человеческих отношений сочетаются с необычными сюжетными поворотами.
Скромный банковский клерк Кэмп получает письмо от своей тетушки, где она сообщает, что умирает, и приглашает племянника к смертному одру. Несмотря на то, что друг друга они не видели много лет, у Кэмпа есть единственный шанс обрести наследство, проводив родственницу в иной мир. Правда, старушка Грейс оказывается крайне живучей и неразговорчивой. Бдения Кэмпа у ее постели превращаются в монологи о прожитой и фактически ускользнувшей между пальцев жизнью. Попутно он, конечно, выясняет важные детали будущих похорон: желает ли старушка смешать прах с цветками амариллиса, какую музыку поставить на прощание… Но проводы старушки затягиваются на такой долгий срок, что зрителей ждет детективная развязка сюжета.
Сценография художника Игоря Семенова располагает зрителя в искривленном пространстве – часть сцены и стены зрительного зала превращаются в уединенный уголок старой квартиры, где живет старушка Грейс со своим жизненным багажом из рождественской елки, постели, старых вещей. А актерский дуэт Андрея Данилова и заслуженной артистки РФ Любови Злобиной превращает пьесу в пронзительную историю двух одиноких людей, которые, даже будучи родственниками, почти не знают друг друга. Но это долгое бдение на пороге смерти неуклонно сближает их. Кэмп становится невольным соглядатаем человеческого ухода в иной мир, и его попытки осознать себя и заглянуть за горизонт собственной жизни и смехотворны, и очень близки каждому из нас.