Соглядатай ухода

18.03.2010

Пронзительный угол зрения за горизонтом жизни

Соглядатай уходаВчера, 17 марта, на сцене новгородского театра «Малый» состоялась первая в России премьера пьесы канадского драматурга Мориса Панича «Соглядатай».

Критики называют Панича автором «черных комедий», его острые современные пьесы неизменно привлекают внимание, но до сих пор в нашей стране их никто не ставил. Наш театр — первый. Следом за Великим Новгородом «Соглядатай» появится в афише Российского академического Молодежного театра (РАМТ) в Москве, но премьерный показ современной канадской драматургии – у нас.

На счету Мориса Панича более восьмидесяти постановок и более двадцати пьес, из которых «Соглядатай» самая успешная. Она принесла автору приз «Джесси» как лучшая пьеса года, была отмечена на Эдинбургском театральном фестивале. Панич превосходно смешивает в своих пьесах коктейль из острых эмоций и философских рассуждений, ироничные исследования человеческих отношений сочетаются с необычными сюжетными поворотами.

Скромный банковский клерк Кэмп получает письмо от своей тетушки, где она сообщает, что умирает, и приглашает племянника к смертному одру. Несмотря на то, что друг друга они не видели много лет, у Кэмпа есть единственный шанс обрести наследство, проводив родственницу в иной мир. Правда, старушка Грейс оказывается крайне живучей и неразговорчивой. Бдения Кэмпа у ее постели превращаются в монологи о прожитой и фактически ускользнувшей между пальцев жизнью. Попутно он, конечно, выясняет важные детали будущих похорон: желает ли старушка смешать прах с цветками амариллиса, какую музыку поставить на прощание… Но проводы старушки затягиваются на такой долгий срок, что зрителей ждет детективная развязка сюжета.

Сценография художника Игоря Семенова располагает зрителя в искривленном пространстве – часть сцены и стены зрительного зала превращаются в уединенный уголок старой квартиры, где живет старушка Грейс со своим жизненным багажом из рождественской елки, постели, старых вещей. А актерский дуэт Андрея Данилова и заслуженной артистки РФ Любови Злобиной превращает пьесу в пронзительную историю двух одиноких людей, которые, даже будучи родственниками, почти не знают друг друга. Но это долгое бдение на пороге смерти неуклонно сближает их. Кэмп становится невольным соглядатаем человеческого ухода в иной мир, и его попытки осознать себя и заглянуть за горизонт собственной жизни и смехотворны, и очень близки каждому из нас.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.