Эпоха военных поселений

26.03.2010

После победоносного завершения войн с наполеоновской Францией русские войска возвращались домой, что потребовало создания постоянных гарнизонов. С этого момента начинается новая эпоха в военной истории Новгородчины. На территории губернии возникает целый ряд военных гарнизонов, история которых прервалась лишь недавно.

Первым к нам в губернию прибыл из Франции лейб-гвардии Конно-егерский полк — молодая, но уже заслуженная часть русской армии. Полк был сформирован в соответствии с императорским указом от 3 апреля 1814 года «в знак памяти взятия города Парижа и благополучно оконченной, незабвенной, с французами войны». Формирование происходило в пригороде французской столицы – Версале. Для укомплектования новой части из полков армейской кавалерии отобрали наиболее отличившихся в войнах с французами солдат и офицеров, многие из которых были георгиевскими кавалерами. Вскоре после формирования полк причислили к Молодой гвардии, дав ему тем самым почётный статус, который другие полки завоёвывали в боях.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Эпоха военных поселенийУже 21 мая 1814 года конно-егеря выступили в обратный поход в Россию. Местом постоянной дислокации полка избрали Старорусский уезд, и 14 октября он парадом вступил в Старую Руссу. В самом городе разместились штаб и один эскадрон, остальные эскадроны распределили по деревням уезда. Однако в Старорусском уезде конно-егеря оставались недолго. Расположение оказалось очень неудобным. Эскадроны находились на значительном удалении друг от друга. Сообщению между ними мешали многочисленные реки. Вследствие всех этих неудобств полковой командир генерал-майор А.Н. Потапов неоднократно обращался к вышестоящему командованию с просьбой улучшить условия расположения полка. В результате 20 октября 1815 года высочайшим повелением полку было предписано перейти из Старорусского уезда в Новгород, куда конно-егеря и прибыли 7 ноября.

Однако и в Новгороде квартиры получил не весь полк, а только штаб и 7-й эскадрон. Остальные эскадроны вновь расположились в деревнях Новгородского уезда. Поэтому полковой командир продолжал хлопотать об улучшении условий размещения полка, и его усилия увенчались успехом. По повелению императора Александра I в Новгороде для лейб-гвардии Конно-егерского полка было решено построить манеж, казармы и конюшни на два эскадрона. Император лично указал на плане города место для постройки казарм, строительство которых завершили к 15 октября 1819 г. Все эти постройки были из дерева и до наших дней не сохранились. Сейчас на их месте вдоль Яковлевой улицы расположены красно-кирпичные здания Центральной городской клинической больницы.

 

СОЛДАТЫ-ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ

Эпоха военных поселенийВскоре в Новгородской губернии развернулось ещё более грандиозное строительство. Связано оно было с организацией военных поселений. После победы над Наполеоном Россия стала одним из главных гарантов сохранения вновь установленных границ и политического устройства в Европе. Для выполнения этой задачи требовалась сильная и многочисленная армия, но казна и без того была истощена предшествующими войнами. Нужно было найти способ сократить расходы на содержание войск. И таким способом стало учреждение военных поселений. По мысли авторов этой идеи, среди которых и сам император Александр I, армия должна была содержать себя сама, занимаясь не только военной подготовкой, но и сельским хозяйством.

Одним из центров организации военных поселений выбрали Новгородскую губернию. Сказались близость столицы, хорошо развитая инфраструктура и большое количество государственных крестьян. Именно из последних решили комплектовать поселённые батальоны полков. Чины этих батальонов должны были заниматься преимущественно ведением хозяйства и при этом обеспечивать всем необходимым два других, действующих, батальона.

Реализация плана началась в 1816 году, когда для поселения в Высоцкой волости был назначен 2-й батальон Гренадерского графа Аракчеева полка, на шефа которого и возложили задачу организации военных поселений. Вскоре в губернии образовали округа военных поселений других полков 1-й гренадерской дивизии (гренадерские императора австрийского, короля прусского и наследного принца прусского полки), а позднее 2-й гренадерской дивизии и Гренадерской артиллерийской бригады. Это были заслуженные полки с богатой историей, участники войн с Наполеоном.

В местах размещения полковых штабов началось строительство казарменных комплексов, завершившееся к началу 1830-х годов. Всего построили шесть таких комплексов: в Кречевицах, Муравьях, Селищах, Аракчеевке (нынешний пос. Новоселицы), Медведе и Старой Руссе. Каждый комплекс включал в себя огромный манеж размерами приблизительно 150х35 м, церковь, казармы, жилые дома для офицеров, кордегардию, офицерскую «ресторацию» и другие постройки.

Жизнь военных поселян регламентировалась до мельчайших деталей. Они жили в типовых домах с единообразной казённой мебелью, а день был расписан до минуты. Помимо ведения хозяйства, поселяне должны были обучаться азам военного дела. Ситуация усугублялась тем, что в одном доме с поселянином обитали и два его «постояльца» – солдаты действующих батальонов. Дисциплина среди поселян поддерживалась армейскими методами: за провинности их подвергали телесным наказаниям.

Эпоха военных поселенийНе легче жилось солдатам и даже офицерам поселённых войск. Солдаты в свободное от служебных занятий время обязаны были помогать поселянам в хозяйственных работах. Между тем свободного времени не было даже у офицеров – оно отнималось многочисленными дежурствами, нарядами, караулами. Кроме того, на офицеров возложили контроль над сельскохозяйственными работами, осмотр изб, хлевов, одежды, поверку домашнего инвентаря.

Одним из своеобразных нарядов был наряд «для отогнания волков». Хищники нападали на хозяйства поселян даже днём и наносили им серьёзный ущерб. Для борьбы с ними формировались команды из офицеров и солдат. В семь часов вечера команда выходила в поле и, рассыпавшись попарно почти на версту, прочёсывала окрестности, изредка постреливая. «Бывало, дождь проливной, топь невылазная, ни спереди ни сзади ни зги не видать, всюду непроглядная тьма, а волчья команда ходи и пугай невидимых волков, тут же где-нибудь под кустом приютившихся и спокойно выжидавших конца грозной экспедиции». Пройдя вёрст 8-10, команда возвращалась назад. Офицеры называли это «ловлей ветра в поле».

Тяготы жизни не могли не привести к социальному взрыву. Не помогла даже реформа 1826 г., в результате которой поселян освободили от военных занятий, а количество их в каждом полку удвоили. Летом 1831 г. в новгородских военных поселениях вспыхнул бунт. Поводом для него послужила эпидемия холеры, в распространении которой молва обвинила офицеров. Начавшись в Старой Руссе, волнения прокатились почти по всем округам. В стороне остался лишь округ поселения 1-го карабинерного полка с центром в Медведе. Восставшие жестоко расправились с попавшими им в руки офицерами и военными чиновниками. Ситуация осложнялась тем, что действующие батальоны в этот момент были далеко: войска отправились в мятежную Польшу для подавления вспыхнувшего там антирусского восстания.

Лишь прибытие других войск и самого императора Николая I охладило пыл восставших поселян. Теперь началась расправа уже над участниками бунта, многие из которых были запороты насмерть. Бунт показал неэффективность затеи с военными поселениями в Новгородской губернии. В итоге в том же 1831 году их преобразовали в округа пахотных солдат. Пахотные солдаты – по сути уже обычные крестьяне, но находившиеся в ведении военного ведомства. Освобожденные от обязанности содержания войск, они платили денежный оброк. Действующие же батальоны бывших поселённых полков в Новгородскую губернию уже не вернулись. Из Польши они отправились на новые места постоянной дислокации.

 «ЖЕЛЕЗНЫЙ ГРАФ»

Эпоха военных поселенийИстория военных поселений прочно связана с именем графа А.А. Аракчеева (1769 –1834 гг.). В исторической литературе чаще всего можно встретить негативную оценку его деятельности. Многие современники, а впоследствии и историки отмечали жестокость, грубость и мелочную придирчивость Аракчеева. Заслуги же графа, как правило, остаются в тени. Между тем во многом благодаря стараниям Алексея Андреевича русская армия смогла на равных соперничать с сильнейшей в то время в Европе французской армией. Не будучи прирождённым полководцем, он был прекрасным администратором.
Особенно велика заслуга Аракчеева в области реорганизации русской артиллерии, ставшей в итоге одной из лучших в Европе. Поэтому неудивительно, что создание военных поселений Александр I поручил именно ему. Кстати, сам Алексей Андреевич сначала выступал против этой затеи, он даже якобы на коленях умолял царя отказаться от неё. Но император остался твёрд в своём решении, и граф был вынужден подчиниться монаршей воле.
Новый император Николай I не был расположен к графу, и с его воцарением в конце 1825 года Аракчеев отстранился от государственных дел. Остаток жизни он провёл в своём имении в селе Грузино на Волхове. Одним из последних его дел стала организация Новгородского кадетского корпуса в нынешних Новоселицах, на нужды которого граф выделил огромную сумму – 300 тысяч рублей. Корпус был открыт в 1834 г., незадолго до кончины своего основателя.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.