Надеваем шлем –  и поехали. В историю

«Интересно перенести в виртуальную реальность историю строительства Великого моста в Великом Новгороде»

Путешествие во времени вместе с историческими памятниками предлагают любознательным профессор кафедры проектирования и технологии радиоаппаратуры НовГУ, доктор физико-математических наук Роман Петров и его студенты. На днях в ЦМИТ «Синтез» на Кооперативной улице они презентовали программу виртуальной реальности, над которой уже год работает молодежная команда их предприятия ООО «Магком».

В минувшем году ООО «Магком» выиграло грант Фонда содействия инновациям (Фонда Бортника), и на эти средства молодые инноваторы разработали проект «Платформа виртуальной реальности культурно-исторических центров малых городов». На примере Старой Руссы, предложив всем интересующимся совершить виртуальное путешествие в историю старорусской водонапорной башни 1909 года постройки.

– По нашему замыслу, человек из какой-то будущей эпохи, садясь в корабль путешествия во времени и управляя рычагами, случайно попадает в доисторические времена, – рассказывает Роман о сценарии виртуального путешествия. – Что он там должен сделать? Как минимум посмотреть и выбраться оттуда.

Первый уровень игры – обучающий: вы заходите и пытаетесь управлять увиденными предметами, кораблем. Когда немножко осмотритесь, сориентируетесь в пространстве – выбираете следующий уровень. Это может быть время и место, когда города Старая Русса еще нет, только леса и болота, или это этап строительства башни («Будет возможность «выйти» на площадь, немножко «походить» по ней»). Можно увидеть башню после постройки – как известно, в годы Великой Отечественной войны верхний, самый красивый ярус башни был разрушен и не восстановлен позднее. Можно попасть в город и в момент захвата его фашистами. Это было тяжелое для истории города время, и виртуальный путешественник, обещают разработчики, ощутит соответствующие эмоции. Историческую справку о городе, о месте, о водонапорной башне во время путешествия выдаст справочный монитор в виде шара.

В процессе работы создатели виртуального путешествия выезжали в Старую Руссу, общались с историками, краеведами, смотрели и фотографировали местную природу. «Какой лес растет, какие птички поют – все мелочи очень важны для нашей программы», – говорит Роман Петров. Он обращает внимание на стекла окон башни в виртуальной истории: «Они точно такие, как были изначально, при постройке сооружения».

– Мы попытались не просто воссоздать какие-то объекты, а сделать так, чтобы человек переживал эмоции. Хотим, чтобы каждая деталь путешествия во времени вызывала эмоции, «вау-эффект», – говорит Роман. – Наша задача – привлечь внимание людей к историческому объекту. Не только новгородцев – программа доступна в любой точке мира, необходим только шлем виртуальной реальности.

Работа над программой идет с марта прошлого года. Партнерами новгородской команды стала компания из Екатеринбурга, у которой есть опыт создания контента для музеев виртуальной реальности.

После первого этапа разработчики показывали заинтересованному сообществу Старой Руссы демонстрационный образец и выслушивали замечания, предложения. Сейчас, по словам Романа Петрова, идет работа над устранением некоторых дефектов («Сажаем новичков, которые еще не взаимодействовали с этой программой, и если у них не получатся – дорабатываем»).
Руководитель проекта уверен: «История войдет в виртуальную реальность». Признается, что хотел бы перенести в виртуальную реальность историю строительства Великого моста в Великом Новгороде.

Напомним, в конце минувшего года ООО «Магком», возглавляемое Романом Петровым, стало победителем ежегодного городского конкурса «Предприниматель года» в номинации «Лучшее предприятие в сфере инновационной и научной деятельности». Диплом победителю вручал председатель Думы Великого Новгорода Алексей Митюнов.

Людмила САВЕЛЬЕВА
Анна БОЧАРОВА /фото/