Слово о художнике, писателе, учителе

Он нарисовал не только алфавит

Чаще всего можно было его увидеть именно здесь, в центре кремля. Про этот монумент он мог рассказывать бесконечно. Своим ученикам, знакомым и совершенно незнакомым людям. И легко завязавшаяся беседа часто превращалась в удивительную экскурсию.

Более 10 лет своей жизни Борис Будницкий собирал материалы для книги, которую можно назвать даже учебником, – «Розыск о художественном образе по памятнику «Тысячелетие России». Около 600 страниц текста, половина из которых проиллюстрирована самим автором. Издание по-своему уникально, интересно как специалистам, так и любому, кто хочет посмотреть на главный монумент России глазами автора – писателя, художника, учителя. Эта книга – важнейшая веха творчества Бориса Лейбовича Будницкого.
Родом он из Украины, города Чернигова. Война, эвакуация, послевоенное восстановление – все это осталось в детских и юношеских воспоминаниях и позднее нашло отражение в небольших, но пронзительных по своему содержанию рассказах. И в картинах, отмечая то, что его заинтересовало. В 1962 году окончил архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института, потом в Новгороде – историко-литературный факультет пединститута. Преподавал в школах, училищах, удостоен звания «Старший учитель РСФСР». Рисовать любил всегда. С 1977 года – участник областных, зональных и всероссийских выставок. Член общественных организаций «Союз художников России» и «Союз писателей России».
«Я рисую алфавит» – Всероссийский творческий конкурс под таким названием прошел в 2007 году. Организаторы предложили профессионалам и любителям представить свои рисунки, чтобы лучшие использовать для выпуска изображений на марках России. У Бориса Будницкого отношение к маркам с детства особое. В газете «Новгород» несколько лет назад был опубликован его трогательный рассказ «Несправедливо, однако», как у него в детстве наглые пацаны забрали бережно собранную коллекцию.
– Может, будешь участвовать? Нарисуй СВОЮ марку, – предложила я ему, когда мне в руки попала маленькая заметка о проведении конкурса на лучший рисунок к 150-летию первой русской марки, – рассказывает вдова художника Любовь Григорьевна, в браке с Будницким они прожили более полувека. – И он загорелся, сразу же принялся за работу. Восстановил свои карандашные наброски – это детский портрет нашей младшей дочери Валерии. Отправил заявку. И его признали победителем сперва регионального этапа конкурса, потом лауреатом всероссийского. Теперь вот его не стало. А ЕГО марка живет, передвигаясь по стране и всему свету...
Живут и картины, рисунки Будницкого, которых множество в их старенькой скромной квартире. Каждая работа – отдельная история. Вот рисунок в цвете с черно-белой фотографии бравого красноармейца в буденновке. Это его отец – участник Гражданской войны, а потом и финской. 11 июля 1941 года в составе Черниговского полка отправлен на Северо-Запад, последние вести были из района Мясного Бора. Потом пришло сообщение, что пропал без вести. Выходит, проложил путь на Новгородчину.
Вот копия Джоконды, написанная маслом, ее окружают нежные букеты цветов, выполненные акварелью.
– А это карандаш темпера и тоже акварель – русский самовар, рамочку сам делал. Крохотная миниатюра, но сколько тепла и души в ней, – показывает Любовь Григорьевна. – Я недавно нашла на шкафу, сразу повесила на стену. Здесь козы, которые паслись, если помните, на городском валу. Как-то ездили на его родину в Чернигов через Батецкий, ждали поезд, он тут же нарисовал лошадь. И с улыбкой приговаривал, что животные замирают, когда он их рисует. Если что его заинтересует, он сразу начинает рисовать, чтобы выразить свои чувства, настроение, часть своего мира. В этом была его суть. И надо было видеть, как он работает, самозабвенно.
Вот эмблема второй школы, тоже работа Будницкого, уже несколько лет – это официальная символика школы. Вот разработка проекта «Новгородские карты», на них все былинные герои нашего края – Садко, Волхова, Добрыня. К сожалению, все эти образы так и остались в рабочей папке – осуществить не удалось.
Когда Великий Новгород готовился в 2009 году принимать у себя Международные Ганзейские дни и был объявлен конкурс на символику, Борис Будницкий представил свое видение: на фоне стилизованного изображения Никольского собора в Великом Новгороде и Голштинских ворот немецкого Любека встречаются старинные ладьи, скрепленные якорем дружбы. Эта колоритная эмблема, признанная лучшей, наверняка у многих красуется на сувенирах, полиграфической продукции в честь того события, разъехалась по многим городам России и зарубежья. В официальной символике использовался другой логотип, более лаконичный, в современной стилистике, но многим участникам и гостям праздника больше понравился тот, он более говорящий. По словам супруги, художник много готовился, изучал исторические материалы, прежде чем возник такой запоминающийся образ.
В прошлом году в Государственном музее художественной культуры Новгородской земли в рамках проекта «Дыхание времени» была организована выставка, приуроченная к юбилею Бориса Будницкого, где можно было познакомиться с его многогранным творчеством и пообщаться с ним самим. Та встреча оказалась последней. В апреле этого года Бориса Лейбовича не стало, и городу, кажется, не хватает этого удивительного человека.

Светлана АНТОНОВА
Фото из семейного архива Бориса БУДНИЦКОГО