На стороне народного танца

«Я держу и буду держать тот наш репертуар, который приводит в восторг любого зрителя»

Людмила пришла в стены городского центра культуры и досуга имени Н. Г. Васильева 55 лет назад. Ей было пятнадцать лет, и она очень любила русский народный танец. Эту трепетную любовь к сценическому русскому народному танцу балетмейстер хореографических ансамблей «Садко» и «Гусельки» Людмила Петровна Григорьева, отметившая на днях свое 70-летие, несет до сих пор.

Мы встретились с Людмилой Петровной за несколько дней до ее юбилея. Закончилась репетиция ансамбля «Гусельки», и небольшая стайка юных танцовщиц, выпорхнув из балетного зала, собирается домой. Мы с балетмейстером смотрим в окно – погода хорошая, и во дворе центра репетируют эстрадные коллективы. «В эстрадные группы идут многие. А наш сценический русский народный танец, кажется, никому не нужен, – с грустью замечает моя собеседница. – Фольклорные коллективы государство поддерживает, а народников – нет. Сценический танец тоже основан на фольклорном материале, но сделан с аранжировкой, с обработкой для зрительного зала».
Людмила Петровна вспоминает годы, когда в том и другом коллективе – и «Садко» и «Гусельки» – занимались по сотне человек. Много гастролировали – по России, Европе, в Америку ездили. И везде зрители награждали новгородских танцоров восхищенными аплодисментами.
– Ансамбль «Садко» отличался от всех своим репертуаром. У нас свое лицо. Никто не танцевал «Колокольчики Валдая», а у нас и детский и взрослый коллективы танцевали, у каждого своя постановка. «Сказ об Ильмене» – во взрослом коллективе, «Ильменские попевки» – в детском. «Волховяночка», «Новгородская краса»... Мы в основном воспеваем свой край, – говорит Людмила Григорьева.
Выросло другое поколение родителей, которое отдает приоритет эстрадному танцу, а не народному, размышляет о сегодняшней ситуации балетмейстер. Большую роль, по ее мнению, сыграла и система образования. Раньше каникулы были у всех в одно время, теперь в разное, и в группе, бывает, половины детей нет. С 7–8 класса родители начинают готовить детей к экзаменам – нанимают репетиторов, одного, второго. У взрослых танцоров тоже проблемы – предприятие может не отпустить их с работы для участия в концерте.
– Мне трудно сказать, что ждет нас в будущем. Но я держу и буду держать тот репертуар, который есть, который приводит в восторг любого зрителя, – говорит балетмейстер. – Свой репертуар мы любим. Те, кто приходят вновь, начинают танцевать – и глазки у девчонок загораются. Смотришь, девочка становится такая выразительная, и красиво пройдет, и красиво все сделает. Это говорит о том, что народное искусство трогает, волнует.
На концерте в Дни города ансамбли, возглавляемые Людмилой Григорьевой, танцевали золотые номера своего репертуара – «Звали-звали Ванюшку», «Первый парень на деревне», «Как на нашей на сторонке». Зрители с неменьшим удовольствием подтанцовывали.
– Значит, не зря я живу, – говорит балетмейстер.

Людмила САВЕЛЬЕВА
Анна БОЧАРОВА /фото/