Александр Варенцов: горизонты мастера

27.06.2019

«Чем больше делаешь, тем больше понимаешь, что горизонт-то все отодвигается и отодвигается»

В Новгородском центре современного искусства в центре «Диалог» открылась ретроспективная выставка заслуженного художника России, действительного члена Петровской академии наук и искусств «Александр Варенцов: вчера и завтра», посвященная предстоящему юбилею мастера. Об этой и будущих выставках, о красоте в живописи, поисках авторского стиля и о многом другом мы говорили с юбиляром.

– Александр Алексеевич, готовя нынешнюю выставку, что вы хотели сказать тем людям, которые придут ее смотреть?
– Мы стремились показать те работы, которые мало показывались, а некоторые вообще нигде не выставлялись. Мы хотели, чтобы люди, следящие за тем, что происходит в искусстве, увидели работы разных временных периодов. Там два больших раздела: один – очень ранние работы, начиная с моего 18-летия, второй – поздние. Я на протяжении прошедших лет многими проблемами занимался, изучая то, что открывала мне природа и что было мне интересно в разные периоды жизни.
И есть большой пласт работ, которые мы готовимся показать в этом году на предстоящих выставках.

– Ваши поздние работы, как мне показалось, более яркие, светлые, чем те, что написаны в молодости.
– Во-первых, это связано с мироощущением. В молодости мироощущение всегда беспокойное. Во-вторых, дело в неумении. Да, ты умеешь рисовать, писать, но есть какие-то моменты, которые трудно выразить, которые еще не понятны. А в-третьих, протест – у меня в юности было очень много протестного: например, то, что я видел на выставках, что делали другие художники, мне так делать не хотелось. А как делать по-другому? Для того чтобы понимать, как ты хочешь писать, надо в это влезть, надо разобраться и пытаться делать, как ты чувствуешь и как получается.
На выставке видно, как шли поиски решения каких-то проблем, что у меня получалось, что не получалось, и как в результате появился язык, на котором я могу более свободно говорить.

– Были у вас периоды подражания тому или иному художнику?
– Подражания не было. Были, как я уже сказал, профессиональные проблемы, в которых я пытался разобраться, работая с натурой. Тогда я обращался к опыту других художников, к методам, которые они открыли и которые сейчас являются школой для художников. Например, был период, когда у меня не очень получалось передать состояние природы. Меня это заинтересовало, и я научился писать и туманы, и восходы солнца, и закаты – любое состояние передавать. В другой период времени я решал проблему, как передавать то, что промелькнуло. Это нехарактерно для меня, я другой художник. Но поскольку заинтересовало, научился передавать оттенки и пластику дождей, снежной пурги, морозного неба.
Много чисто профессиональных проблем, которые я изучал: различные виды перспектив, логику формообразования, цвет и свет в живописи и многое другое, все это в более поздних картинах синтезировалось в то, что называется авторский стиль.

– На выставке представлены разные жанры, в которых вы работаете, – пейзаж, натюрморт, портрет. Но считаетесь мастером пейзажной живописи.
– Современный художник, если он не пишет пейзаж, то все остальное у него, на мой взгляд, выглядит либо подражательным, либо неким анахронизмом. Пейзаж учит художника видеть и выражать окружающий мир по-своему.

– В рамках выставки заявлена дискуссия, где слово «портрет» стоит рядом со словом «кризис». Искусство портрета переживает кризис?
– Скорее, недостаточность к нему внимания. Сейчас больше пользуются фотографией, особенно в быту. Хотя в последнее время интерес к живописному портрету растет. Несколько лет назад китайский галерист очень заинтересовался увиденными в наших мастерских портретами и предложил сделать большую выставку. Более 100 работ – моих, Светланиных (супруга художника. – прим. автора) в жанре портрета были выставлены в Харбине. Мы назвали эту выставку «Граждане России», она прошла с успехом, получила много хороших отзывов.
Портрет – серьезное дело, и, я думаю, он как жанр будет развиваться.

– Однажды вы сказали, что формат, в котором вы сейчас работаете, – частная мастерская-музей – это именно то, о чем вы всегда мечтали.
– Здесь у нас есть определенная свобода. Делаем выставки своих картин и произведений других художников. На творческие занятия сюда люди приходят для познания, и я могу им помочь. Помочь им максимально раскрыться как личности. Вот это я считаю задачей школы искусства.
Вообще, я сторонник средневековой школы, где обучение велось от ремесла к искусству. У нас в учебных заведениях учат рисовать, писать, компоновать, но порой студенты, выходя из института, не знают технологий – не умеют ни сделать подрамник, ни загрунтовать холст, не понимают того, что картина строится изнутри наружу. И если человек не знает технологии процесса, он в полной мере не понимает, что такое картина, ее содержание и назначение. Поэтому мы учим искусству с основ.

– Есть главное, что вы говорите всем, кто приходит к вам учиться?
– Главное – много работать. Это 99% успеха. Если человек мало работал, откуда он знает, какие у него способности. И я не знаю. Это не значит, что способностей нет. Другое дело, что одному человеку нужно больше времени, чтобы они проявились, другому – меньше. Все, что связано с изобразительным искусством, оно нарабатывается.

– О чем вы мечтаете?
– Как можно дольше пожить и как можно больше сделать. Художники – люди по природе жадные, хочется больше успеть. И поэтому, если у тебя несколько шкафов нереализованных эскизов, ты от этого страдаешь. Часто спрашивают: а есть что писать? Да писать-то – громадье. Главное, чтобы время было.
Чем больше делаешь, тем больше понимаешь, что горизонт-то все отодвигается и отодвигается, и больше открывается. И ты чувствуешь, что знаешь и понимаешь пока немного. И чем больше понимаешь, тем больше предстоит понять и большему открыться.

– Вы обмолвились о ваших выставках, еще предстоящих.
– В декабре в музее Десятинного монастыря будет большая выставка. А вот сейчас у нас в галерее мастерской-музея делаем выставку – будем говорить об импрессионизме и пленэризме. Интересно? Приходите!

Людмила САВЕЛЬЕВА
Анна БОЧАРОВА /фото/

НАША СПРАВКА

Александр Варенцов родился 2 июля 1949 года в поселке Выползово Калининской (Тверской) области. С шести лет живет в Новгороде. В 1971 году окончил художественно-графический факультет Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена.
В 1973 году по инициативе А. Варенцова в Новгороде была создана первая в области детская художественная школа, директором которой он был на протяжении 19 лет.
А. А. Варенцов – автор учебных программ по художественному образованию для детей и юношества.
Дважды избирался в городской Совет народных депутатов, добился создания факультета архитектуры и искусства в Новгородском университете, областного Центра художественного творчества, картинной галереи, музея современного искусства в Десятинном монастыре (сейчас это Государственный музей художественной культуры Новгородской земли).
С 1971 по 2018 год прошло более 35 персональных выставок А. Варенцова в Новгороде, Санкт-Петербурге, Москве, Пскове, Витебске, Таллине, Харбине и т. д. Участник многочисленных региональных (Сыктывкар, Новгород, Мурманск, Киров, Вологда) и международных (Германия, Норвегия, Австрия, Франция, Испания, Швеция, Эстония, Италия, Китай, Греция) выставок. Произведения живописца хранятся в фондах музея Академии художеств России, Новгородского государственного музея-заповедника, в музеях Пскова, Плеса, в частных коллекциях в России и за рубежом. С 2011 по 2016 год художник провел более 10 выставок в различных городах КНР, представлял российское искусство на Форуме русской живописи в Харбине в 2015 году.
Ежегодно уже более 20 лет руководит пленэром «Мастерская реалистической живописи», где делится богатым опытом живописи с новыми поколениями педагогов-художников.
В 2014 году вместе со своей женой художником, искусствоведом Светланой Акифьевой создал первый частный художественный музей, частное учреждение «Мастерская-музей реалистической живописи Александра Варенцова».




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.