Дать «удочку» бездомному. И надежду

04.07.2019

78% тех людей, которые живут на улице менее трех лет, успешно социализируются

Вот уже двадцать лет новгородский предприниматель Михаил Кругляк оказывает помощь бездомным гражданам на территории Великого Новгорода. На вопрос, почему решил заняться такой благотворительной деятельностью, отвечает коротко: «Уверовал в Иисуса Христа». Созданная им общественная организация «Центр помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, «Примирение» недавно стала победителем конкурса Фонда президентских грантов. О том, кто и почему оказывается на улице, в какой помощи нуждаются эти люди и всем ли можно помочь, мы говорили с Михаилом Кругляком.

– Ваш центр называется «Примирение». Кого с кем или с чем вы хотите примирить?
– Наверное, человека – с самим собой, с обществом. Любой асоциальный человек, он же идет как бы против общества. И против самого себя – разве нормально так жить, на улице?

– Вы занимаетесь помощью бездомным уже двадцать лет. Почему решили помогать именно этой категории людей?
– В 2000 году, когда я открыл центр, много людей оказывалось на улице.
Мы помогаем не только бездомным, но и людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Ехал человек в поезде, ограбили, нет ни денег, ни документов – куда идти? Полиция примет заявление, а чтобы восстановить документы, нужно время и что-то кушать, где-то спать, нужны средства, чтобы добраться до места назначения. Помогаем. Вот сейчас у нас один попавший в такую ситуацию уже едет в Архангельск.
А недавно приходила к нам женщина: живет с сыном в дачном домике, она уже в возрасте, сын больной, нуждаются в питании. Куда ей податься-то? Социально незащищенных людей много.

– Сколько в городе, по вашим оценкам, проживает людей без определенного места жительства?
– Человек двести. Точно подсчитать сложно. Кто-то в социальной гостинице на Хутынской, кто-то у нас, кто-то обитает на разных точках –
в подвалах, в заброшенных зданиях, пока лето и тепло. Летом можно металлолом сдать, макулатуру – приспосабливаются.
Наше помещение, которое мы арендуем под гостиницу, рассчитано человек на 30. И есть еще большой дом в деревне Плашкино – хозяин-фермер снабжает нас мясом, салом, молоком и предлагает крышу над головой и работу тем, кто желает трудиться.

– Что чаще всего приводит людей на улицу? Алкоголизм?
– Да, и алкоголизм в том числе. Многие начинают злоупотреблять алкоголем, становятся зависимыми после того, как оказались на улице.
Был у нас врач-реаниматолог: жена умерла, трагедия, запил, не видел смысла жизни. А когда человек запивает, то его и обмануть могут, в результате он оказывается на улице. И бывшие военные у нас были.
Когда какой-то надлом происходит в жизни – не все справляются. Кто более сильный – тот держится.

– Какую помощь вы оказываете таким людям?
– Моем, кормим, вшей выводим. Первую медицинскую помощь оказываем. С восстановлением документов помогаем – у 70% тех, кто обращается к нам, документов нет. Оказываем психологическую помощь. Помогаем восстановить связи с родственниками. Трудоустраиваем, если у человека есть желание трудиться.

– Где предлагаете работу?
– По силе труд. Разнорабочим на стройке. В сельском хозяйстве, у фермера, как я уже сказал. Можно дворником, уборщицей. Есть компании, которые сотрудничают с нами. У меня самого – грузоперевозки, так что хочешь – грузчиком работай.

– Сколько из тех людей, которым вы помогли, в итоге возвращаются к нормальной жизни?
– 10–20%. Чем меньше стаж жизни на улице, тем больше шансов на восстановление. По нашей статистике, 78% тех людей, которые живут на улице менее трех лет, успешно социализируются. У тех, кто проживал на улице более длительное время, шансов значительно меньше.

– Какая история восстановления самая вдохновляющая?
– Был у нас в нулевые годы молодой человек по имени Вадим, родом из Самары. Оказался в Новгороде без документов, без денег. Бомжевал, по мусорным бачкам лазил. Пришел к нам, пожил, восстановился, поехал учиться в Санкт-Петербург. Получил высшее образование, по интернету познакомился с женщиной, она живет в Америке, русскоязычная, поженились. И давно уже, где-то с 2008 года живут там, за океаном.
По WhatsApp фотографии мне показывал, все у него хорошо.
Многие за эти годы восстановились и обзавелись семьями, детьми. Семейная пара у нас образовалась – живут, работают, ребенок большой уже.

– Есть те, кто отъелся, оделся, обогрелся и снова уходит на улицу?
– Уходят и периодически возвращаются многие. Получили помощь и даже начинают жить самостоятельно, а потом – хоп! – и опять круги нарезают.
Недавно пришел один человек. Года четыре назад он уже был у нас, побыл тогда несколько дней и ушел. Попал в тюрьму, освободился, и вот снова пришел: «Поможете?» – «Конечно, и работу найдем» – «Да-да, завтра приду». Не пришел. Где-то поработал, обманули, снова объявился у нас. Поел, и опять: «Все, завтра приду». Видно, что он не хочет работать, и не заставишь.

– Иными словами, есть среди оказавшихся на улице люди, которым помочь невозможно?
– По нашим наблюдениям, те, кто бомжевал более трех лет, для них это уже образ жизни. Они привыкли бродяжничать. Так, одна женщина, сравнительно молодая, которая долго бомжевала, пожила у нас, вроде все нормально. Потом говорит: «Нет, я хочу уйти, мне нравится та жизнь».
И через какое-то время на теплотрассе зимой она умерла, лет 40 всего ей было.
Наша задача – помочь человеку, если он хочет восстановиться в обществе. А если не хочет – насильно не заставишь.

– Вас не огорчает такая ситуация? Не хочется бросить это дело?
– Эти люди – уже часть моей жизни. Можно, конечно, жить только для себя, и жить хорошо, но дальше-то что?
И дочка моя Анастасия здесь, помогает, она психолог. У нее есть и своя общественная организация, которая занимается вопросами сохранения семьи. Проблем в обществе много.

– Кто еще помогает в вашей деятельности?
– Многие помогают. Вот недавно позвонила женщина, спросила, что нам нужно, и купила пять талонов на помывку в бане – ведь каждый билет в баню стоит денег. Есть парикмахерская, мастера которой приезжают и бесплатно стригут наших подопечных. Ресторанный комплекс «Фрегат Флагман» каждую среду выделяет 20 порций горячих обедов. Помещение под гостиницу мы арендуем у предпринимателя, это тоже помощь.
Кроме того, как я уже сказал, есть договоренность о трудоустройстве бездомных с крестьянским фермерским хозяйством, со строительной фирмой.
Ежедневную помощь оказывают волонтеры, их около 10. Среди них есть женщины, которые когда-то сами пришли к нам, будучи бездомными, прошли этот путь, успешно вернулись в общество, у них есть жилье, у кого-то семья, дети, и теперь они помогают другим людям, оказавшимся в сходной ситуации.

– С 1 июля при поддержке Фонда президентских грантов вы начинаете реализацию проекта «Навстречу переменам». Что планируете сделать?
– Наверное, купим стулья в наш центр (улыбается). Будем и дальше оказывать помощь людям, которые в силу разных причин оказались на улице. Сможем помочь большему числу таких людей. Чем раньше мы предложим помощь человеку, оказавшемуся в трудной ситуации, на улице, тем больше надежды на то, что он сможет вернуться к нормальной жизни.

Людмила САВЕЛЬЕВА
Анна БОЧАРОВА /фото/




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.