Помочь ребенку увидеть свет

11.07.2019

«Понимание, что ты не один, что есть семьи, которые решают те же задачи, как и ты, это очень важно»

Общественная организация «Умка вместе с мамой» официально родилась (была зарегистрирована) в Великом Новгороде в марте 2016 года. Но семьи, объединенные общими проблемами воспитания и образования незрячих и слабовидящих детей, активно общались и раньше.

Об истории рождения новгородского сообщества семей, имеющих детей с особенностями зрения, общих победах и проекте «Волшебные пальчики» рассказывает руководитель организации Анастасия БЕГУНОВА.

Начало

– Впервые семьи с незрячими и слабовидящими детьми встретились в спецбиблиотеке «Веда» на Прусской улице, где в 2008 году было открыто детское отделение. Первоначально это было три-пять семей.
Я пришла в «Веду» в 2011 году, тогда моей дочке было восемь месяцев. Там я познакомилась с тифлопедагогом Натальей Геннадьевной Мамаевой и психологом-дефектологом Натальей Александровной Моревой. Сразу хочу подчеркнуть: появление нашей организации было бы невозможным без личного участия и желания помогать семьям с незрячими и слабовидящими детьми этих двух замечательных людей, специалистов высокого класса.
Когда семей стало больше и работа вышла за библиотечные рамки, при помощи Новгородского отделения Красного Креста мы нашли помещение и стали проводить занятия, мероприятия. Велась разноплановая работа, и постепенно мы пришли к выводу о необходимости юридически оформить статус организации. Администрация города предоставила нам помещение на Бояна, 9. Ремонт делали общими силами: родители штукатурили, красили, помогали ребята-добровольцы – студенческий отряд, депутаты. Помещение мы арендуем на безвозмездной основе.
Официально у нас в сообществе 23 семьи, в основном из Великого Новгорода, из области – три. Большинство, конечно, семьи с детьми дошкольного возраста. Но входит семья в нашу организацию или не входит, помощь и консультацию мы всегда оказываем. Вообще, мы знаем порядка 60 семей в Новгородской области, имеющих незрячих и слабовидящих детей.

Поделиться силой

– Основная работа, которая у нас идет, – индивидуальное консультирование тифлопедагога и психолога по всем вопросам воспитания и развития ребенка. И потом просто индивидуально подбираются какие-то занятия и для ребенка, и для мамы. И идет обычное общение. Есть семьи, до которых нужно просто достучаться. Самое главное – научить родителя и дать ему силы.
Кроме того, мы проводим творческие и музыкальные занятия, родительские встречи и праздники. Праздники как минимум четыре раза в год – Новый год, весенний праздник, в июне праздник лета… В этом году у нас есть выпускники (четыре ребенка пойдут в школу), всегда это событие отмечаем. Наталья Геннадьевна каждому ребенку делает, шьет книжку: если незрячий, то это книга по Брайлю с элементами тактильных иллюстраций, а если слабовидящий, то адаптированная книжка. Дарим видеоролики – именной видеофильм, начиная с момента, как ребенок к нам пришел, и до выпуска в школу: ребенок на праздниках, на занятиях. На первых кадрах ему год-два, а тут уже семь-восемь лет. Все это очень трогательно.
Иногда мы собираемся без детей. Когда чувствуем, что надо собраться. Много вопросов решаем – организационные, медицинской помощи, льгот и т. д. Активно обсуждаем все вопросы и в группе в соцсети.
Когда рождается ребенок-инвалид, это очень тяжело. Я сама через это прошла. Понимание, что ты не один, что есть семьи, которые решают те же задачи, как и ты, это очень важно.

…И знанием

– Градация детей – от слабовидения до слепоты – очень большая. Детей незрячих, слава богу, мало в принципе. Основная масса детей у нас – это инвалиды по зрению либо дети-инвалиды по другому заболеванию, у которых в том числе нарушено зрение. В основном это дети с ДЦП. Это группа детей, которые требуют отдельного отношения. Потому что когда ребенок не ходит, не сидит, то в первую очередь все усилия родителей направлены на восстановление и поддержку опорно-двигательного аппарата, а на зрение обычно не смотрят. Мы встречали много ребят, у которых зрение вообще не обследовано. Все неуспехи ребенка списываются на умственную отсталость, на задержку развития, а на самом деле ребенок просто не видит.
Иногда врачи не доносят до родителей информацию – написал заключение, думая, что мама поймет. На практике не все родители понимают. На индивидуальных консультациях специалисты задают различные вопросы, чтобы понять характер нарушения зрения. Например, бывает так, что у ребенка видит только один глаз или один глаз видит гораздо лучше и является ведущим. Но даже если ведущий глаз видит достаточно хорошо, есть много моментов, о которых родители должны знать.
Мы пытаемся достучаться до родителей, чтобы они поняли, что надо учитывать все патологии у ребенка и работать со всеми.

О помощниках

– «Умка» существует за счет родительских пожертвований и спонсорских средств, все эти деньги уходят на коммунальные платежи. Многое удалось сделать благодаря безвозмездной помощи, добровольчеству и пониманию. Так, недавно в рамках проекта «уЛица» нам собрали деньги, и мы заказали хорошие музыкальные инструменты.
Все остальное, что вы здесь у нас видите, либо нам подарено, либо принесено родителями, либо сделано. Вот этот шкафчик с ящичками, пособие по изучению разного вида закрывашек (защелки, замочки), три года назад сделали ребята из гимназии «Исток» вместе с преподавателем по технологии. Кукол, девочек и мальчиков, в одежде по временам года, с разными видами застежек («молния», пуговицы, шнурки и т. д.) изготовили в прошлом году студенты колледжа искусств. Кстати, студенты художественного отделения колледжа искусств и дефектологического факультета НовГУ очень давно сотрудничают с библиотекой «Веда», делают много пособий.

«Волшебные пальчики»

– Два года назад художественная школа делала большую выставку, посвященную экологии. Директор школы предложил: «Не хотите поучаствовать?» – «Хотим». Было в течение года четыре выставки этого арт-проекта, и мы выставлялись. Это были творческие работы, созданные в разных техниках во время занятий детей с тифлопедагогом. Ведь для того чтобы ребенок с большой потерей зрения или незрячий понял, например, что такое коза, ему нужно очень много всего. Да, мы ездили в контактный зоопарк и там трогали, гладили и кормили животных. И в заключение дети эту козу делают – рисуют, лепят.
А потом мы подружились с детским музейным центром. И они предложили: «У вас столько работ, соберите еще что-то кроме зверей – сделаем выставку». И в прошлом году прошла выставка «Радуга на ощупь», было представлено около 100 работ наших детей – рисунки, работы из глины (мы лепим из глины в художественной школе), валяние из шерсти.
Но все это были просто те работы, что мы собрали. И поэтому мы решили сделать специальный проект, назвали его «Волшебные пальчики». В рамках этого проекта будет работа с родителями. Начинаем знакомиться с какой-то темой и обязательно в конце изучения создаем работу в определенной технике – граттаж (рисование путем процарапывания первого слоя), рисование восковыми мелками, пластилином или еще что-то. При этом теперь будет и домашнее задание, чтобы дети дома с родителями отрабатывали. А завершится все выставкой в декабре. В ее рамках хотим сделать и два мастер-класса, чтобы дети, в том числе и здоровые, пришли и попробовали вместе с нами выполнить работу в разных техниках.
Мы в первый раз получили субсидию на свою деятельность. В прошлом году на президентский грант подавали и сейчас тоже, но для победы не хватило совсем немного, четыре балла. Отработаем вот эту городскую субсидию, раз уж нам так повезло, а потом снова будем подавать на президентский грант.

Страничка новгородской организации «Умка вместе с мамой» в соцсети открывается стихотворным девизом:  «Верь в свои силы, нет места сомненью,Лишь дохлые рыбы плывут по течению!»

Людмила САВЕЛЬЕВА
Фото предоставлены НРОО «Умка вместе с мамой»

НАША СПРАВКА

По итогам городского конкурса на предоставление субсидий из средств бюджета Великого Новгорода некоммерческим организациям признаны победителями следующие социально ориентированные организации:
 Новгородское областное отделение Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство». Программа (проект) «Служу России» –
субсидия в размере 310 967 рублей;
 Новгородская областная общественная организация инвалидов «Союз Чернобыль». Проект «Энергия движения – новое качество жизни» – субсидия в размере
302 468 рублей;
 Новгородская региональная общественная организация семей с незрячими и слабовидящими детьми «Умка вместе с мамой». Проект «Волшебные пальчики» – субсидия в размере 96 000 рублей;
 Новгородское региональное общественное молодежное учреждение «Поколение XXI». Проект «Оказание комплексной социальной, спортивно-оздоровительной помощи детям и подросткам из многодетных семей, находящимся в трудной жизненной ситуации, в дни школьных каникул. Развитие добровольчества и патриотизма в подростковой среде» – субсидия в размере 290 565 рублей.

История познается в игре

Завтра, 12 июля, в музее художественной культуры Новгородской земли будет представлен комплекс интерактивных форм работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья.

Комплекс дополнит экспозицию «Культурное наследие новгородских монастырей» и позволит расширить возможности экспозиции для работы с особыми посетителями.
Как пояснила руководитель проекта Ольга Гусева, презентуемый комплекс включает настольные игры, пазлы, игровой набор для рисования. Все пособия адаптированы для детей с задержкой развития и придуманы, разработаны сотрудниками музея. Более того, комплекс уже апробирован на летних экскурсиях.
— Мы имеем большой опыт работы с посетителями — детьми и подростками с особенностями развития. Игра — наиболее удачный способ коммуникации и донесения информации до такой детской аудитории, — говорит Ольга Гусева.

Комплекс разработан в рамках проекта «Обращение к истокам», который реализуется при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2018-2019».

К концу года, добавила Ольга Гусева, в рамках этого же проекта будет представлен второй комплекс — интерактивных форм работы с незрячими и слабовидящими детьми.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.