«Необходимо чувство вкуса и меры»

«В народном костюме красота всегда совмещается с функцией, никогда не бывает сама по себе»

В Центре музыкальных древностей В.И. Поветкина прошла вторая творческая встреча в рамках подготовки к фестивалю костюма и народных ремесел «Сарафан». Открытую лекцию провела новгородский дизайнер-модельер, реконструктор традиционной одежды Ольга Писанова.

Ольга Писанова шьет, вяжет и вышивает. В ее активе интереснейшие коллекции трикотажной одежды для московского магазина пряжи, для себя – по мотивам книги одного норвежского писателя, и многочисленные индивидуальные заказы.
К народному костюму Ольгу, как она признается, привела не профессия. «Я пришла в народный коллектив «Круговина» петь. Мне выдали какой-то костюм и, конечно, мне захотелось сшить свой, – рассказывала на встрече Ольга. – Первое, что я сшила – сарафан, круговой московский сарафан».
К изготовлению традиционного костюма Ольга, естественно, подошла профессионально – изучила все особенности кроя, отделки: «Меня ведет мое любопытство, мне интересно что-то изучать». И на творческой встрече, где дизайнер представила несколько своих работ – шугай (короткую верхнюю одежду со сборками сзади), архангельский сарафан, вологодскую рубаху на кокетке – именно вопросы техники и вызвали наибольший интерес. Еще долго после завершения разговора Ольга объясняла, рисовала, чертила в блокнотах слушателей.
Мы встретились с Ольгой позже, у нее дома и задали несколько вопросов.
– Ольга, чем вам как профессионалу интересен народный костюм?
– В первую очередь, кроем. В материалах, посвященных народному костюму, в основном уделяется внимание художественной стороне – эстетика, орнаменты. Хотя крой – определяющий фактор, от него зависит, как будет выглядеть объемная форма. В крое традиционного русского костюма есть свои особенности. В круговом сарафане особенность такая – спереди складок мало, весь объем формируется сзади и получается такой величавый силуэт. Этот «хвост» – не ради красоты, а потому что так женщине удобнее было работать. Если бы объем был распределен равномерно, то лишние складки спереди мешали бы. В народной одежде красота всегда совмещается с функцией, никогда не бывает сама по себе.
Удобство, функция – это в первую очередь. В этом же жили. Например, вышивка появляется на воротнике, на манжетах, на разрезе, на женских рубахах на плечах. Почему? Да просто края нужно укрепить. От лямок сарафана, от коромысла на плечах рубашка протирается, а вышивка очень хорошо укрепляет ткань, – поясняет Ольга.
Сейчас появляются какие-то безумные книжки – о целебных свойствах народного костюма и прочая магия, эзотерика, – замечает Ольга. – Мне хочется избавиться от этой шелухи. В народной одежде всему есть какое-то простое объяснение.
На встрече в центре Поветкина Ольга обращала внимание слушателей на особенности старинного кроя рукава на примере шугая («рукав кроится таким образом, чтобы сохранить удобство движения, очень отличается от современного костюма, абсолютно другая конструкция») и продуманность каждой детали изделия («внутри пришит пояс, чтобы спинка притягивалась плотно к телу»).
Функциональность деталей в старинной одежде видна и на примере архангельской рубашки, которую связала Ольга по просьбе одного из участников коллектива «Круговина». Такие рубашки носили рыбаки Поморья, она должна была плотно прилегать к телу и в то же время обеспечивать свободу движения, и это достигалось благодаря маленькой складке, которая закладывалась при вывязывании изделия.
– Ольга, что вы как дизайнер-модельер хотели бы видеть на фестивале «Сарафан»?
– Идея интересна, я ее поддерживаю. Важно не просто продемонстрировать, каким был традиционный костюм, а сделать привязку к современности, показать, что народные традиции одежды можно перенести каким-то кусочком в наши дни, как-то трансформировать. Вообще показать русскому человеку, что традиционный народный костюм – это здорово, что его можно носить и в чистом виде: на праздники народные, фольклорные, и в современных интерпретациях, беря из него какие-то детали, формы.
Мне кажется, в рамках фестиваля просто необходимо проводить мастер-классы. Когда выложила информацию об особенностях старинного кроя на своей странице в соцсетях, было много откликов. Людям это нужно.
Хочется, чтобы в программе фестиваля были и какие-то круглые столы – чтобы исследователи народного костюма, художники-модельеры, реконструкторы, мастера-ремесленники садились и обсуждали: а как старинные традиции одежды можно привнести в современность. Наверняка, какие-то идеи будут. Пока же мы в своем соку варимся.
– А вы в современной одежде используете детали традиционного народного костюма?
– Рубаха с вышитыми рукавами входит в традиционный наряд, я ношу ее повседневно, комплектуя с современными вещами. В принципе так и можно делать – какую-то одну деталь брать из народного костюма и сочетать ее с современными вещами. Но необходимо учесть, что когда берешься как-то интерпретировать народный костюм, нужно безумное чувство вкуса и меры, – заключает Ольга.
Напомним, что фестиваль костюма и народных промыслов «Сарафан» пройдет в Великом Новгороде 14 сентября. Мероприятия реализуются в рамках национального проекта «Культура» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Людмила СОКОЛОВА
Анна БОЧАРОВА /фото/