Учительница на пять. С плюсом!

03.10.2019

Школа должна научить думать. И верить в добро

Учитель русского языка и литературы школы № 2 Светлана Тимофеева главными темами своих уроков считает человеческие отношения, поиск себя и своего места в мире. Она искренне верит, что добрые люди притягивают к себе добрых, а ученики никогда ее не предадут.

В преддверии Дня учителя и 80-летнего юбилея школы № 2 мы поговорили со Светланой Тимофеевой о самом важном в профессии, о школе, везении и, конечно, о детях. Практически вся ее жизнь связана со школой № 2. Здесь она училась, работает, тут теперь учится ее сын. Шутит, что побывала в школе во всех ролях: ученика, учителя, родителя ученика.
– Я потомственный учитель в третьем поколении и даже не рассматривала другие варианты, кем работать, – говорит Светлана Анатольевна. – Правда, мама и бабушка – учителя начальных классов. Мама Елена Станиславовна Тиханова до сих пор работает здесь же, во второй школе. А вот именно учителем русского и литературы я захотела стать под влиянием моего учителя по литературе Елены Анатольевны Николаевой. Хотя я сама по сути технарь. Когда окончила школу, у меня была только одна четверка – по русскому языку, остальные все пятерки. Теперь вот всю жизнь делаю работу над ошибками. Но я совсем не жалею. Литература – это тот предмет, где мы можем поговорить о душе, о жизни.
– Светлана Анатольевна, а вам никогда не казалось, что литература оторвана от жизни?
– Совершенно не оторвана. Классические тексты тем и хороши, что актуальны по сей день. Гоголь до сих пор со своих портретов смеется над нами – он обо всем уже рассказал двести лет назад. То, что было тогда, – это и наш сегодняшний день. Самое главное – дети это видят, ведь они умные, способные. У них многому можно поучиться.
– Чему, например?
– Мобильности. Они быстрее принимают решения и умеют меняться, приспосабливаться – в хорошем смысле. У них есть бесстрашие, желание познавать мир. Дети на самом деле по-взрослому сейчас стали мыслить. И как бы нам ни казалось, что они инфантильные, у них появляется чувство ответственности за завтрашний день. Может быть, это просто мне так везет на детей –
у меня такой потрясающий и дружный 10-й класс, что сама себе завидую. Я, например, знаю, что они меня не предадут. И они знают, что я не дам их в обиду. На самом деле часто в детях видишь свое отражение.
И радуешься, что не такое уж оно страшное. Наверное, мне проще в том плане, что мои классы до этого учатся у моей мамы – это своего рода преемственность. А у нас с мамой манеры общения и преподавания довольно похожие.
– У вас на уроках ученики не вжимаются в парту в ожидании, когда их спросят?
– Почему же, всегда есть такие ученики. Какие-то дети хотят говорить, высказывать свое мнение. А есть те, кто не хочет отвечать, сегодня не их день, не их час, не их урок. Ребенка надо почувствовать.
– А если каждый раз не его день?
– Значит, надо индивидуально сесть и поговорить. Понять, что с ним происходит. Может, у него такое мнение, которое он боится высказывать при всех, и надо найти ему индивидуальное задание. Можно ребенку-технарю предложить проследить связь между литературой и наукой. Дети очень любят такие творческие задания и делают с охотой.
– Вы согласны, что молодежь сейчас стала менее грамотной?
– К сожалению, есть такое. Это потому, что мало читаем образцовых текстов. Не могу сказать, что дети вообще не читают, но классику – меньше и со скрипом. Больше читают современную литературу, фэнтези. Наша проблема еще – готовые домашние задания в интернете. Ребенок переписывает ответы с опечатками, даже не задумываясь. Например, пишет «когда мы сидели в ложке» вместо «лодке». Ага, сидели в ложке и гребли вилками. Учителю в наше время, чтобы выжить, надо иметь сильное чувство юмора.
– Что для вас главное в работе?
– Мои ученики. Чтобы каждый нашел себя в этом сложном мире. Для меня важно, чтобы для них ценностью была семья, чтобы совесть и честь были при них, чтобы дело свое было. При этом совсем не обязательно получать высшее образование. Жизнь доказывает, что само по себе оно не делает людей счастливыми. Например, у моего папы нет высшего образования, зато есть три замечательные дочери и любящая верная жена. Главное, найти себя и не гнаться за чужим счастьем.
В литературе есть много образов, которые нашли счастье не в богатстве. Дети меня иногда спрашивают, верю ли я сама в то, что говорю. А я верю! Верю, что добрые люди притягивают добрых, а злые остаются одинокими. Да, жизнь – это трудность, борьба, но это не значит, что это сплошные несчастья. Надо учить детей верить в добро.

Дарья ОСИПОВА
Анна БОЧАРОВА /фото/




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.