Когда автомобиль становится оружием

Обезопасить городские дороги для всех участников движения поможет комплекс мер

По сравнению с предыдущим годом, число смертельных ДТП в областном центре возросло, среди погибших были пешеходы. Городские и региональные власти совместными усилиями проводят мероприятия по ликвидации очагов аварийности. Первые результаты этой работы можно будет оценить уже к концу года.

Известная фраза «Пешеход всегда прав» на практике строго ограничена одним условием. Единственное место на дороге, где такой участник движения может заявить о своей правоте, – обозначенный пешеходный переход. Но и здесь, оказывается, терять бдительность не стоит. Даже то, что полосатые разметки в последнее время стали более заметными, риска вовсе не снижает, и пересечение зебры для новгородцев часто уподобляется игре в русскую рулетку.
Невзирая на устойчивую тенденцию к снижению дорожно-транспортного травматизма в регионе, на дорогах областного центра ситуация остается непростой. Красноречивее всего о том говорит статистика областного Управления ГИБДД: по сравнению с прошлым годом, число погибших в ДТП на территории Великого Новгорода возросло с четырех до восьми человек. Из них пятеро были пешеходами.
Об этом стало известно в ходе прошедшей 30 октября пресс-конференции УГИБДД по Новгородской области, на которой ведомство подвело итоги за девять месяцев работы в нынешнем году. Как сообщил заместитель начальника ОГИБДД УМВД России по Великому Новгороду Анатолий Архаров, на территории города за указанное время зарегистрировано 259 ДТП с пострадавшими. Всего при этом произошло 44 наезда на пешеходов, из которых девять происшествий случилось на регулируемых переходах. Основная проблема здесь – невнимательность водителей.
– В любом ДТП, где пострадал пешеход, в той или иной степени есть вина водителя. Но неоспоримой и однозначной она становится тогда, когда речь идет о наезде в зоне действия пешеходного перехода, – подчеркнул врио начальника регионального УГИБДД УМВД Виктор Гаврилов. – Каждый, садясь за руль, должен помнить, что авто в одночасье может стать не «средством повышенной опасности», как его часто именуют, а настоящим орудием убийства. Это должно закладываться в сознание потенциальных водителей еще с автошколы.
Тем не менее, по данным ведомства, виновниками аварий, при которых сбиты люди, водители были лишь в 40% случаев. Пешеходы пересекают улицу в неположенных местах или на запрещающий сигнал светофора. Часто это – дети.
Чтобы обезопасить маленьких участников дорожного движения, сотрудники ГИБДД регулярно проводят профилактическую работу – организуют различные мероприятия, беседуют с учениками образовательных учреждений города о важности соблюдения ПДД. Но, как отметили на брифинге, никакие акции не помогут изменить ситуацию, если взрослые не будут с малых лет учить своих детей правильному поведению на дороге.
Кроме того, предпринимаются меры комиссией по обеспечению безопасности дорожного движения, организованной администрацией города. Так, вблизи большинства образовательных учреждений обновлены разметки переходов и установлены соответствующие дорожные знаки. На одном из последних заседаний было принято решение установить в этом году вокруг отдельных школ и детсадов ограждения, которые не позволят ребятам перебегать дорогу в неположенных местах.
Еще одна сложность на новгородских дорогах связана с двухколесным транспортом. За девять месяцев текущего года в городе зафиксировано 37 ДТП с участием велосипедистов, пострадали 25 человек. Тяжесть этих происшествий, к счастью, невелика – обошлось без погибших. Однако, подчеркнули сотрудники ГИБДД, опасность на дорогах сохранится, пока велосипедисты не перестанут игнорировать правила и не начнут спешиваться на переходах и занимать верное положение на проезжей части.
Кстати, для решения этой проблемы в Великом Новгороде оборудуют велодорожки. Они появятся на проспекте Корсунова от улицы Кочетова по направлению к Колмовской набережной, на Большой Московской улице в районе микрорайона «Ивушки», а также на Магистральной, Луговой, Аркажской и Каберова-Власьевской улицах.
Говорили на пресс-конференции и об очагах ДТП. Причины аварий, к слову, неизменны: несоблюдение очередности проезда и скоростного режима, нарушение правил пересечения пешеходных переходов, неправильный выбор дистанции, управление транспортом в нетрезвом состоянии. В числе «болевых точек» – два перехода на участке Большой Санкт-Петербургской улицы в районе ТЦ «Русь», а также пересечение улиц Державина и Московской. До конца года здесь запланирована установка светофоров.
В ближайшее время станут более без­опасными и другие участки городских дорог. Как сообщил начальник отдела по организации дорожного движения, транспорту и связи комитета по управлению городским хозяйством администрации Великого Новгорода Игорь Попов, сегодня предпринимается целый комплекс мер, позволяющих перейти на новый качественный уровень безопасности дорожного движения. Для этого администрацией города совместно с региональным министерством транспорта и управлением ГИБДД утвержден соответствующий план.
Так, на восьми улицах города, где часто происходят ДТП, максимальную скорость ограничат до 40 километров в час. В их числе – Газон, Розважа, Великая, Ломоносова, Сырковское шоссе. Снизят скорость движения и на улице Державина в районе пересечения с Московской, здесь с этой целью также установят искусственные неровности.
– Новые светофорные объекты появятся на Пяти углах, перекрестке Великой и Козьмодемьянской улиц и на Нехинской, 59.
В настоящее время для них уже разрабатывается проектно-сметная документация. Также в рамках нашей муниципальной программы по повышению безопасности дорожного движения будет оборудован светофор на пересечении Псковской и Батецкой улиц. Его проектирование уже закончено, и скоро начнется строительство, – рассказал Игорь Попов.
На эти и другие меры по снижению числа очагов аварийности выделено порядка 12 млн рублей. Кроме того, в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» немалые суммы идут на установку пешеходных ограждений, размещение дорожных знаков над проезжей частью, нанесение пластиковой разметки.
Решается вопрос и по устранению самого серьезного очага аварийности в городе – на Сырковском шоссе в районе железнодорожного переезда. Сегодня здесь с целью изменить организацию движения уже предпринят ряд мер. В частности, ограничен скоростной режим, появились разделительные островки и столбики, направляющие поток транспорта по полосам. В перспективе – установка приборов фото- и видеофиксации нарушений.
По словам Игоря Попова, главная задача сегодня – стопроцентная ликвидация очагов аварийности. Смертность на дорогах Великого Новгорода нужно приравнять к нулю. А для этого должны быть все условия, чтобы пересекать улицы города было безопасно.

Ксения ПУГАЧ
Анна БОЧАРОВА /фото/