Последняя война императорской России

22.04.2010

Весной 1906 года участвовавшие в войне с Японией воинские части вернулись в места постоянной дислокации, в том числе на Новгородчину. Но уже спустя десять лет после проводов на Дальний Восток новгородцам вновь пришлось проститься со своими боевыми соседями.

ГЕНЕРАЛ-ПУТЕШЕСТВЕННИК

Последняя война императорской РоссииВ 1906-1908 годах начальником 22-й пехотной дивизии стал Леонид Константинович Артамонов, уже получивший известность как путешественник. Его военная карьера началась в 1879 году, и уже через год поручику Артамонову пришлось сразиться с неприятелем во время Ахал-Текинской экспедиции, штурмуя крепость Геок-Тепе. За проявленную в боях храбрость молодой офицер был награждён несколькими боевыми орденами.

Однако Леонид Артамонов мечтал «постранствовать по свету, особенно в неизвестных и не испорченных многолюдством частях света, повидать настоящие, грандиозные горы, реки, моря и даже океан». Мечту ему помогло осуществить военное ведомство: на протяжении десяти лет он почти ежегодно путешествовал по малоизученным приграничным с Турцией, Ираном и Афганистаном районам, совмещая приятное с полезным (собирая важные в военном отношении сведения).

В 1882 году его избирают действительным членом Русского географического общества, а в 1897 году он вошёл в состав первой русской миссии, направленной к императору Абиссинии (современная Эфиопия) Менелику II. В этой опасной экспедиции Артамонову не раз пришлось проявить личную храбрость. Однажды он в сопровождении двух казаков вплавь преодолел кишащий крокодилами и гиппопотамами Белый Нил. Однако завершилась его военная карьера неудачно.

Последняя война императорской РоссииВ начале 1914 года Л.К. Артамонов командовал 1-м армейским корпусом. В боях, развернувшихся в Восточной Пруссии 13 и 14 августа 1914 года, корпус должен был обеспечить в районе Сольдау и Уздау левый фланг 2-й армии А.В. Самсонова. На второй день немцы передали русским войскам от имени командира 1-го армейского корпуса, то есть Л.К. Артамонова, ложный приказ об отходе. Тот же, ничего не подозревая о начавшемся отступлении своих дивизий, что оголяло фланг армии и послужило в конечном итоге одной из причин ее разгрома, доносил А.В. Самсонову о прочности занимаемых позиций. В итоге Л.К. Артамонов был отстранён от командования за якобы ложную информацию.

Правительственная комиссия, назначенная для расследования гибели 2-й армии, полностью его реабилитировала, но военная карьера Артамонова была испорчена окончательно. После революции 1917 года он остался в Советской России, и судьба вновь привела его в Новгород. Здесь он жил в 1927-1930 годах, начал работу над воспоминаниями. Затем переехал в Ленинград, где и провёл последние два года своей жизни.

 

ВТОРАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

Начавшуюся в 1914 году войну называли по-разному: во Франции и Англии – Великой, в Советской России – Империалистической, а затем Первой мировой. До падения самодержавия в России войну называли Второй Отечественной. Отправлявшиеся в поход солдаты и офицеры вряд ли подозревали, что возвратиться домой доведётся очень немногим, а те, кому всё же повезёт, вернутся уже в другую страну.

В июле 1914 года на фронт отправились полки 22-й пехотной дивизии. На основе выделенных ими кадров была сформирована ещё одна пехотная дивизия – 67-я, в составе 265-го пехотного Вышневолоцкого, 266-го пехотного Пореченского, 267-го Духовщинского и 268-го пехотного Пошехонского полков. 22-я артиллерийская бригада выделила кадры для формирования 67-й артиллерийской бригады. Отправились на войну также 37-я артиллерийская бригада из Селищ и 1-й сапёрный батальон из Боровичей.

Нашим частям довелось участвовать в крупнейших сражениях Первой мировой войны, таких, как Восточно-Прусская и Лодзинская операции 1914 года, боях на реке Стоход и в наступлении Юго-Западного фронта (знаменитый Брусиловский прорыв) в 1916 году. Потери дивизии в этих боях были огромны. Так, во время Нарочьской операции в марте 1916 года она потеряла 8900 человек, то есть около половины состава.

Во время этой войны новгородцы сражались не только на суше. Были среди них и авиаторы, и моряки. Так, в составе 85-го пехотного Выборгского полка служил уроженец Новгородской губернии Леонид Евгеньевич Вамелкин, сумевший не только отличиться в составе родного полка, но и стать военным лётчиком. Страсть к авиации появилась у него ещё до войны. В 1913 г. штабс-капитан Вамелкин вместе с фельдфебелем Апсовым построил в Новгородском отделе Всероссийского аэроклуба самолёт «Великий Новгород». Это была улучшенная копия самолета «Фарман-IV».

Войну офицер начал в составе Выборгского полка, получив в 1915 году Георгиевское оружие «за то, что, командуя 12-ю разведчиками, 18 февраля 1915 года в районе Витыне-Сестржанка захватил с боя в плен 18 германцев». В следующем году он получил ещё одну высокую боевую награду – орден св. Георгия 4-й степени. В конце войны он служил уже в авиации и, по некоторым сведениям, погиб в авиакатастрофе. Могила авиатора находилась на несохранившемся, к сожалению, и уже частично застроенном коттеджами кладбище Духова монастыря в Новгороде.

Другой уроженец нашего города, Борис Алексеевич Мантьев, был морским офицером. Он окончил Офицерскую водолазную школу и прошёл курс обучения в Учебном отряде подводного плавания. Незадолго до начала войны он занимал должность командира подводной лодки «Скат», позднее заведовал обучением по управлению подводными лодками в Учебном отряде подводного плавания.

Последняя война императорской РоссииСлужа на флоте, Борис Алексеевич проявил себя как талантливый конструктор. По его проекту был построен усовершенствованный перископ для подводных лодок, принятый на вооружение в русском флоте и запатентованный во всём мире. Им был изобретён минный оптический прицел для перископа и сконструирован столик для морских карт, дающий возможность менять их без затруднения во время хода корабля в любую погоду. В начале войны лейтенант Б.А. Мантьев был назначен командиром тральщика, но долго воевать ему, к сожалению, не пришлось. 9 сентября 1914 года его тральщик подорвался на мине в Балтийском море. Командир до последнего руководил спасением команды, но сам погиб.

Брат Бориса Алексеевича, Александр Алексеевич Мантьев, также был морским офицером. В годы Первой мировой он служил на линкоре «Гангут» и эсминце «Гавриил». После 1917 года работал в различных учреждениях, в 1937-1949 годах – в Севморпути. Скончался А.А. Мантьев в Москве в 1967 году.

 

ТЫЛОВЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

Последняя война императорской РоссииПосле ухода кадровых частей на фронт в местах их квартирования были развёрнуты запасные части. В Новгороде, в казармах Выборгского полка, разместился 177-й пехотный запасной батальон, развёрнутый в 1916 году в полк. Главной задачей таких частей была подготовка чинов запаса и формирование маршевых рот для пополнения убыли в частях действующей армии.

Пехотные запасные батальоны формировались только на военное время, в отличие от кавалерийских, для которых дело находилось и во время мира – они готовили лошадей для кавалерийских полков. Во время войны они, помимо этого, также готовили запасных чинов к службе на фронте.

В Кречевицах в годы Первой мировой войны по-прежнему квартировал Гвардейский запасной кавалерийский полк. В 1914 году в нём в маршевом эскадроне лейб-гвардии Уланского её величества полка проходил обучение известный русский поэт Николай Гумилёв. На войну он пошёл добровольцем, хотя ещё в 1907 году из-за болезни глаз был освобождён от воинской повинности. Тем не менее он добился зачисления на военную службу и разрешения стрелять с левого плеча.

Частным образом, за отдельную плату Гумилёв обучился владению шашкой. После обучения 24 августа 1914 года он был зачислен в 1-й эскадрон лейб-гвардии Уланского её величества полка, в составе которого не раз отличился и был награждён Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степеней. В 1916 году поэт-кавалерист получил офицерский чин прапорщика и был переведён в 5-й гусарский Александрийский полк, с которым и провёл на фронте остаток войны.

В конце войны именно солдаты запасных частей стали главной опорой большевиков в борьбе за власть. В конце февраля – начале марта 1917 года в 177-м пехотном запасном полку была создана военная большевистская ячейка из 8 человек. 2 марта 1917 года в полку был избран Совет солдатских депутатов, 12 марта 1917 года создана организация Российской социал-демократической рабочей партии, объединявшая большевиков и меньшевиков. Солдаты запасных полков принимали активное участие в установлении и укреплении советской власти в Новгородской губернии.

Тем временем в войсках, находившихся на фронте, также происходили антивоенные выступления. Не стала исключением и 22-я пехотная дивизия, в полках которой также были созданы большевистские организации. Солдаты не подчинялись офицерам, отказывались идти в бой. Не помогали даже уговоры командира 1-го армейского корпуса. В начале 1918 года остатки полков вернулись в Новгородскую губернию, где и были окончательно расформированы весной того же года.

Опыт офицеров-фронтовиков был востребован новой властью. Многих из них  мобилизовали в формировавшиеся в губернии части новой, Красной армии. Все они были поставлены на учёт в военкоматах как военные специалисты. Правда, сделать большую военную карьеру при новой власти большинству из них не удалось – после окончания Гражданской войны их уволили из рядов Красной армии. Бывшие офицеры и генералы, награждённые боевыми орденами в рядах русской армии, вынуждены были добывать себе кусок хлеба, работая счетоводами, бухгалтерами, чертёжниками.

Некоторые офицеры 22-й пехотной дивизии приняли решение встать на путь борьбы с большевиками. Бывшие выборгцы, вильманстрандцы, нейшлотцы, петровцы, офицеры 22-й артиллерийской бригады воевали в составе различных белых формирований, а затем оказались в эмиграции. Бывшие однополчане и там пытались поддерживать связь между собой. Известно, что в эмиграции было создано объединение офицеров 86-го пехотного Вильманстрандского полка.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.