Город, доступный для инвалидов

22.04.2010

Город, доступный для инвалидовКак вы думаете, насколько доступен наш город  инвалидам? На 10, 30 или 50 процентов? В состоянии  ли, к примеру, колясочники самостоятельно пользоваться магазинами, аптеками, поликлиниками, общественным транспортом? Да и просто ездить по тротуарам и пересекать улицы? К сожалению, ситуация такова, что большинство из них не могут без посторонней помощи выйти из квартиры на улицу: узкие двери, нет лифта, пандуса…

Сегодня отношение к этой проблеме пусть медленно, но меняется в лучшую сторону, и совещание, прошедшее в Администрации Великого Новгорода, – тому подтверждение. Руководители комитетов, курирующих социальные вопросы, архитектуры и градостроительства, транспорта, служб ЖКХ, торговли и бытового обслуживания, медицинского обслуживания, обсудили пути решения проблемы доступности объектов общественного, социального, бытового, спортивного, культурно-зрелищного назначения для инвалидов.
О повороте «лицом к проблеме» говорят, например, низкопольные автобусы, курсирующие по городу. Работа в этом направлении будет продолжаться. Павел Морозов, председатель комитета по строительству, транспорту и связи, пообещал реконструировать остановки общественного транспорта по маршрутам для маломобильных граждан. Разработано 9 маршрутов, по которым будут ходить 45 автобусов, приспособленных для маломобильных горожан.
Правда, Станислав Агеев, председатель Новгородской областной организации «Всероссийского общества инвалидов», о взаимном сотрудничестве транспортников и инвалидов говорит как о единственном примере взаимодействия.
Станислав Иванович назвал с десяток других примеров, когда «надо власть употребить». Это и проблема  парковки машин с ручным управлением у супермаркета «Лента», у Манежа и т.д., когда под знаком «инвалиды» паркуются совсем другие машины. Это и «унижающие инвалидов обстоятельства»: первый перрон вокзала, находящийся почти на 70 см ниже пола вагона, оборудованного для проезда инвалидов-колясочников. Вагон есть, а подъемника, чтобы попасть в него, нет…
Но более всего огорчает инвалидов то, что на вновь отремонтированных улицах и реконструированных площадях не находится места для колясочников, переехать улицу мешает бордюрный камень, а так называемый пандус на остановке около магазина «Ткани» не возьмется штурмовать в гололед даже здоровый человек, колясочнику же на него забраться просто невозможно. Агеев  заметил, что даже в онкоцентр инвалиду-колясочнику без посторонней помощи не попасть. К слову, там и в туалет для больного на ходунках или с костылями войти также проблематично – не пускают узкие двери. «Безбарьерность архитектуры в городе – не блажь инвалидов, а насущная необходимость, и надо ее учитывать, когда намечаются ремонты и реконструкции», – обратился к власти Станислав Агеев.
– Невозможно в один день сделать город доступным для инвалидов по ряду причин, особенно, когда это касается старых построек. А вот в строящихся объектах, конечно, это надо делать, – согласилась с замечаниями председатель комитета архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов Администрации Великого Новгорода Валентина Захаркина. – И это делается. Кстати, первая организация, прореагировавшая на наши предписания, – ТЦ «Русь». Илья Костусенко отметил место для парковки автомобилей инвалидов, сделал для них лифт.
Валентина Васильевна пояснила, что  при выдаче документов на реконструкцию первых этажей хотя и прописывается установка пандуса, но это не всегда выполняемо технически: высокие цоколи, узкие тротуары. И тогда комитет просит предпринимателей подойти к проблеме с другой стороны, «ведь доступность – это не только пандусы, но и просто взаимоотношения с инвалидами» – заметила Захаркина.
Сотрудники комитета постоянно ведут работу со строительными фирмами. Из 89 объектов, возведенных за два последних года, 44 – доступны для инвалидов. К сожалению, часто приходится слышать аргумент, что «жилье продается, и в договорах купли-продажи нет инвалидов». Чтобы определить перспективу при постройке новых домов, во-время вносить корректировки в строящиеся объекты, нужны сведения о проживании инвалидов, считает главный архитектор. Она призвала к сотрудничеству общество инвалидов и предложила обсудить для начала проекты Псковского жилого района и парка 1150-летия в районе ул. Ломоносова, где построен Ледовый дворец. Проектная документация этих объектов находится на согласовании, и в нее еще можно внести изменения.

Наверно, многим посетителям супермаркета «Лента», паркующимся на первой линии у магазина, будет любопытно узнать, что они занимают чужое место. Знак «парковка для инвалидов» там висит, но ставят машины абсолютно все.

К сожалению, аналогичная картина и около универмага «Русь». И это уже мера социальной ответственности граждан. «Наверно, нам придется проводить акции с контрольно-административным управлением, чтобы поднимать сознание горожан», – пообещала Валентина Захаркина.

Некоторую надежду должна дать инвалидам работа, начатая службами ЖКХ. Как рассказала председатель комитета по управлению ЖКХ Администрации Великого Новгорода Марина Белова, все лифтовые шахты в домах, вошедших в программу Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (там, где технически распах дверей позволял это сделать), разработаны с учетом того, чтобы колясочник мог в них заехать. А вообще руководители управляющих компаний готовы в частном порядке обсуждать вопросы доступности объектов для инвалидов.

Выступавшие сожалели, что при строительстве города общество только сейчас стало обращать внимание на проблемы маломобильных граждан. Но то, что построено раньше, тоже можно исправить и сделать доступным для инвалидов, хотя это и долгий процесс.

Итогом совещания стало  решение о создании рабочей группы, которой предстоит проработать вопросы обустройства городской среды с учетом ее доступности для инвалидов. В их числе и обеспечение доставки маломобильных граждан в больницы, и  контроль доступности услуг потребительского рынка, и многие другие.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.