Отрасль хорошего настроения
Трудно, пожалуй, назвать сферу экономики, столь приближенную к интересам горожан, как потребительский рынок. Все мы ходим в магазины, в кафе, рестораны, пользуемся различными бытовыми услугами. Как развивается эта отрасль в Великом Новгороде, каковы ее перспективы, мы говорим с первым заместителем Главы администрации Великого Новгорода Антоном Земляком.
– Антон Васильевич, как Вы оцениваете место потребительского рынка и услуг в экономике Великого Новгорода?
– Сегодня в Великом Новгороде более 2250 предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, в сфере потребительского рынка и услуг города занято порядка 17 тысяч человек, или 15% занятых в экономике города.
Оборот розничной торговли в 2009 году составил более 27,1 млрд. рублей, около 15 % налоговых поступлений и обязательных платежей идут в областной и городской бюджеты.
Могу с уверенностью сказать, что торговля и сфера услуг играют не последнюю роль в формировании местного бюджета и при успешном развитии этой отрасли создаются новые рабочие места, что немаловажно в условиях сокращения людей в производственной сфере.
– В последний год произошли изменения в российском законодательстве, касающиеся регулирования сферы потребительского рынка. Как они повлияли на развитие этой отрасли в Великом Новгороде?
– Действительно, 2009 год оказался наиболее плодотворным в области принятия законов, касающихся торговой деятельности и малого бизнеса. Это федеральный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в котором четко прописаны правила проведения плановых и внеплановых проверок, права и обязанности сторон. Кроме этого, внесены изменения в федеральный закон о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных и безналичных денежных расчетов, который дал точные определения, в каких случаях можно производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники, а в каких нет.
Ну а главным, конечно, стал федеральный закон об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации. Мы его долго ждали, но, честно говоря, были немного разочарованы. Закон коснулся взаимоотношений поставщиков продовольственных товаров и хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, антимонопольного регулирования в области торговой деятельности и основных мер по развитию торговой деятельности. К сожалению, никаких новых требований к организации и осуществлению торговой деятельности в законе не появилось. Закон вступил в силу, а вопросов, связанных с торговлей, меньше не стало.
– Как изменились, на Ваш взгляд, взаимоотношения местных товаропроизводителей и сетевых компаний после принятия Закона о торговой деятельности?
– За прошедший год с подачи Администрации города произошли позитивные изменения в отношениях между сетевиками и товаропроизводителями. У нас в городе стали традиционными выездные встречи-совещания, организуемые комитетом потребительского рынка и услуг Администрации Великого Новгорода, на которых руководители сетевых компаний встречаются с руководителями наших предприятий пищевой промышленности, таких как ОАО «Новгородхлеб», ОАО «Алкон», ЗАО «Лактис», в планах посещение ЗАО «Адепт». Мы проводим экскурсии по цехам, знакомим с ассортиментом выпускаемой продукции и обсуждаем возможности наиболее выгодного и плодотворного сотрудничества.
– Какие новые предприятия торговли появятся в городе в 2010 году?
– Наш город за последние годы очень преобразился, и хочется отметить, что предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания не остаются в стороне. Появились современные, удобные, многофункциональные торговые центры, которые приходят на смену рынкам, построенным в 90-е годы и уже давно не радующим глаз новгородцев. В городе открыты современные предприятия быстрого питания, высокого уровня рестораны и кафе, предприятие бытового обслуживания – химчистка.
В этом году планируется строительство и открытие второго «Макдоналдса» на улице Большой Санкт-Петербургской, в результате чего еще 60 молодых, энергичных новгородцев получат интересную работу, которую можно совмещать с учебой. Ожидается открытие гипермаркета в районе улицы Державина, где будут работать порядка 300 новгородцев. Сейчас набирает мощности распределительный центр в поселке Волховский, где занято около 500 человек, а на днях первых покупателей примет новый торговый центр на улице Большой Московской, там создается почти 200 рабочих мест. В планах – запуск первой очереди торгово-развлекательного комплекса на Колмовской набережной.
Мы стремимся к тому, чтобы внешний вид современных предприятий соответствовал внутреннему содержанию, то есть уровень обслуживания неуклонно рос и доставлял новгородцам как можно больше удобств.
– Антон Васильевич, что делается Администрацией Великого Новгорода для повышения уровня обслуживания в торговле и сфере услуг?
– По сложившейся традиции, ежегодно в городе комитетом потребительского рынка и услуг для повышения уровня социальной значимости сферы торговли и общественного питания и стимулирования предприятий проводится конкурс «Лучшее предприятие торговли и общественного питания года». Как правило, победители определяются в 10–12 номинациях, а итоги подводятся в канун Нового года в торжественной обстановке с вручением дипломов и подарков.
Кроме этого, для повышения престижа профессии парикмахера и квалификации мастеров, выявления перспективных молодых специалистов ежегодно проводится открытый городской конкурс парикмахерского искусства и нейл–дизайна «Лучший по профессии». 2010 год не будет исключением…