«Боль мимо нас не прошла стороной…»

06.05.2010

«Боль мимо нас не прошла стороной...»В День Победы мы традиционно чествуем ветеранов войны – тех, кто, презирая смерть, бросался под пули, шел на танк с гранатой в руке, обезвреживал мины в полях и с неба бомбил врага. И часто забываем, что, отправив отцов, мужей, братьев на фронт, в тылу остались женщины, старики и дети, и лозунг «Все для фронта, все для победы!» стал их жизнью. Наш рассказ о тех, чье детство закончилось с началом войны, кто, враз повзрослев, совершил невероятное – работал наравне со взрослыми по 12-16 часов в сутки. И кто с полным правом может сказать: «9 Мая – это и мой праздник»,  – ведь их жертвенный подвиг стал одной из составляющих Великой Победы.

Валя

Валя готовилась пойти в первый класс, когда началась война. Семья, сбежав из Новгорода и помыкавшись по лесам, в конце концов обосновалась в Новоселицах. Мама устроилась санитаркой в госпиталь. Она уходила на работу, а Валя с сестренкой оставались одни. Есть в доме было нечего, и девочки перебирались через Мсту к землянкам, где лежали раненые летчики, – может, чем покормят. Их жалели и действительно подкармливали, но малышки ели свой хлеб не задаром: научились ловко  сматывать бинты, ухаживали за ранеными, читали им письма из дома, пели песни, рассказывали стихи. Эти стихи Валентина Васильевна Акулинина помнит до сих пор…

 

Зина

В 1944 году, когда освободили Новгород, Зине исполнилось 12 лет. Отец погиб в начале войны в боях у Синявинских болот, мама тянула семью одна. Жили недалеко от деревни Савино, и, когда появилась возможность, девочку устроили на ферму телятницей. 16 маленьких телят, от 2 до 4 месяцев, тянулись к Зине, как к маме, и она делала все, чтобы им было комфортно. Носила сено, меняла подстилки, готовила пойло из жмыха. Жмых привозили большими твердыми плитами, которые девочка из последних сил рубила топором на мелкие кусочки. А потом кипятила воду в специальном вагончике-водогрейке, дрова для которой тоже заготавливала сама,  и заваривала в ведрах еду своим подопечным.

— Стыдно признаться, но я и сама понемногу ела этот жмых, — вспоминает Зинаида Семеновна. – Если бы не это, может, и не выжила бы – еды не было совсем.

Накормив, выпускала телят пастись.

— Однажды по неопытности не укараулила, и один теленок провалился в воронку от снаряда, полную воды. Как я испугалась! Бегаю вокруг, плачу, а сделать ничего не могу. Хорошо, мимо проходил мужчина – вдвоем за хвост теленка и вытянули. Я его давай обнимать, сухой тряпкой вытирать – боялась, что заболеет.

Как справлялась постоянно голодная маленькая девочка с такими нагрузками? Сегодня это кажется непостижимым. И ведь помочь ей было некому – этот труд считался легким, взрослые были заняты на более тяжелых работах. Зинина мама, например, вместе с другими женщинами в посевную пахала землю. Четверо впрягались вместо лошадей, а пятая направляла плуг. Зина, прибегавшая навестить маму в поле, тоже впрягалась и тащила изо всех маленьких силенок. И не одна она – многие дети прибегали помочь мамам.

А те беспомощные телята, так нуждавшиеся в ее заботе, на всю жизнь привили Зинаиде Семеновне Новиковой любовь к животным – после войны она выучилась на зооветтехника и проработала им всю жизнь.

 

Диана

Этой девочке с именем принцессы также выпало на долю отнюдь не сказочное детство. Когда пришла война, ей было 14 лет. Жили в Тверской области, которую скоро оккупировали фашисты. И хотя наши войска освободили территорию довольно быстро, угроза возвращения немцев оставалась. Поэтому мама, чтобы спасти детей, устроила Диану с 12-летним братом работать – их должны были эвакуировать, а это шанс уцелеть.

Большую группу детей посадили в поезд и вывезли в Новосибирск, куда в то время эвакуировали многие заводы. Там девочку определили в ремесленное училище, но учеба не затянулась, поскольку продукция была нужна уже сегодня. Поэтому вскоре Диану перевели на производство — завод №677, эвакуированный из Ленинграда.

— Вы не представляете, как мне поначалу было страшно! Я же из деревни, электричества раньше в глаза не видела и ужасно боялась подойти к станку,- тихо рассказывает Диана Федоровна, и даже сейчас в голосе слышится тревога.

Для начала девочку поставили на токарный станок с одной операцией. Ростом она была невелика и под ноги ей подставили ящик. Диана вытачивала резьбу на головках для мин. Ребят, работавших на заводе, все время призывали: не допускайте брака, от этого зависят жизни ваших отцов и братьев. Диана очень старалась, и вскоре ее уже перевели на станок с несколькими операциями.  Работать приходилось по 16 часов кряду! Бывало, после смены девчонки буквально падали.

– Часто просто не было сил возвращаться в общежитие. Да и не в чем: ходили в специальной форме, а на ногах – ботинки из клеенки на деревянной подошве. Они быстро разваливались, мы приматывали их к ногам веревками. А ведь зима, Сибирь… Вот и оставались на заводе, садились в курилке на грязный пол, прижимались друг к другу и спали. Проснулись – и к станку.

Когда выполняли определенную норму – упаковывали боеприпасы и отправляли на фронт. На погрузку поезда просились все: хоть и тяжело было таскать ящики, но так приятно отправлять поезд солдатам, ощущать свою причастность к их победам. Да еще разрешали написать послание краской на бортах, и ребята старательно выводили: «Смерть Гитлеру!»

За труд выдавали по 300 граммов хлеба в день и кормили в столовой баландой, причем глядеть за ней приходилось в оба – только отвернешься, мальчишки тут же подскакивали и быстренько выпивали.

– С тех пор я очень люблю черный хлеб…

Вечно голодные, замерзшие, усталые, они не только успевали вечерами учиться в школе, но еще и организовали самодеятельность! В редкие свободные минуты с баянистом ездили по госпиталям и выступали перед бойцами.

…Когда объявили, что война окончена, девчонки, придя на завод, заявили: «Все, хотим домой, к мамам!».

– И тогда директор, пожилая женщина, ласково обратилась к нам: «Девочки, милые, не уезжайте! Война окончилась, но боевые действия еще идут. Вы очень нужны нам!». Так мы и остались еще на год.

А потом втроем возвращались домой, прицепившись к подножке вагона – денег-то не было. Помогли ехавшие в вагоне солдаты: втащили девчонок внутрь и спрятали от контролера на третьей полке, укрыв шинелями.

– Добрались до своих мест, вышли на дорогу в село, увидели знакомые места, цветущие поля – и упали прямо в траву от счастья… – так закончила свой рассказ Диана Федоровна Фомина.


***

Несмотря на пройденные испытания, все героини нашего рассказа неувядаемые оптимистки, свято верящие в свои жизненные идеалы.

Сегодня они поют в Хоре ветеранов городского Дворца культуры, руководит которым Людмила Афанасьевна Малышевская. Их часто приглашают выступить в школах, и, предваряя концерт, они рассказывают ребятам каждая свою историю. И поют:

Боль мимо нас не прошла стороной,

Наши сердца опалились войной.

Памяти павших поныне верны

Дети той страшной жестокой войны.

Ведь они – последнее поколение, которое помнит войну.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.