Ведь такое дело – война!

06.05.2010

Из года в год весной мы практически подряд, с перерывом в один день, отмечаем два праздника: 7 и 9 мая. Первый – День радио, многие называют своим, потому что связали жизнь и профессию с отраслью – связь.

Второй — День Победы, дорог каждому, кто знает и помнит о годах Великой Отечественной войны – из личного опыта, из книг или рассказов родителей, бабушек и дедушек.

Из года в год мы стараемся рассказывать о тех, для кого эти две даты неотделимы друг от друга. Ведь они – военные связисты.

Упрямый солдат

Ведь такое дело – война!Нина Викторовна Георгиевская, в девичестве Бастрыгина, родилась 23 ноября 1923 года в городе Великие Луки Псковской области.Когда началась война, Нине было 18 лет. Вагоноремонтный завод, на котором работал ее отец, эвакуировали из Великих Лук на Урал. Так вся семья оказалась в Оренбурге. Жизнь в эвакуации складывалась очень тяжело, не было денег, одежды, обуви, домашней утвари, каждый кусок хлеба давался тяжелым трудом.
«Вдвоем с подружкой мы решили пойти на фронт, сами просили в военкомате призвать нас в армию, и через некоторое время пришла повестка. Отправили под Ленинград в учебную роту, где я выучилась на телеграфистку. Учили нас на аппаратах Бодо и СТ-35. Хотела на радистку, но не попала, не прошла по конкурсу», – с огорчением вспоминает Нина Викторовна.
Распредилили Нину в 80-й отдельный полк связи, где служили почти одни девчонки. Служили, учились, жили по землянкам, в холоде. Сами себе дрова заготавливали, сами печки топили, сами еду готовили и сами охраняли свой лагерь, как положено во время войны, с оружием в руках.
«Особенно страшно было по ночам. Поставят склады охранять, а там хоть и не было ничего особого, все равно страшно. Ведь такое дело – война. Стоишь с винтовкой 3 часа и палец все время на курке держишь. Налеты ведь были и диверсантов немцы сбрасывали… Всякое могло случиться».
А еще хорошо Нине Викторовне запомнился «вредный старшина», который, по мнению молоденькой девушки с характером, был излишне придирчив и порой несправедлив.
Ведь такое дело – война!Вот только один, правда, не совсем типичный для военного времени случай, в результате которого юный солдат оказалась на гауптвахте.
Армия, в которой служила тогда Ниночка Бастрыгина, переезжала с одного места на другое и остановилась в Ярославле. Сюда же с концертом приехал знаменитый оперный певец Иван Козловский. «Упрямый солдат» Бастрыгина ослушалась командирского запрета и пошла на концерт любимого певца. «Я одеяло скрутила, как будто сплю, а сама тихонечко – на концерт. А старшина-то умнее меня был. Пришел проверять и заметил, что нет меня – ушла в самоволку. Сел в коридоре и ждет. А это был единственный путь, по которому я могла попасть в казарму. Возвращаюсь – веселая, довольная, а он меня встречает. Наутро – к командиру роты. «Зачем в самоволку пошла?» – «Так, захотелось». – «Так тебе же за это гауптвахта грозит». – «Ну и что!» – «Трое суток!» – «Да хоть пять!»
Вот так наш упрямый солдат Бастрыгина на 5 суток оказалась «на губе» – «воспитывать характер».
А вообще Нина Викторовна прошла всю войну, вместе с армией маршала Кирилла Афанасьевича Мерецкова, передавая боевые сводки с Ленинградского, Волховского, Заполярного, Дальневосточного фронтов, от западных до восточных границ СССР. В мае 1945 года, когда на Западе война уже завершилась, Нина Викторовна оказалась на Дальнем Востоке, где как раз разворачивалась японская операция. Там ей пришлось переучиться на телефонистку и обеспечивать связь для самого маршала Мерецкова. К тому времени в самых серьезных операциях и тяжелых испытаниях Нина проявила сильный характер, числилась у начальства на хорошем счету и как одна из лучших была отобрана для этой ответственной работы.
Слово «ПОБЕДА!» она услышала, находясь неподалеку от озера Байкал, когда их эшелон по пути из Карелии на Дальний Восток остановили для прослушивания важного правительственного сообщения – по радио передали, что война закончилась и Германия капитулировала.
Нина Викторовна демобилизовалась в декабре 1945 года после завершения военных действий на Дальнем Востоке. А вскоре после войны адъютант по связи маршала Мерецкова С.М.Георгиевский, который по распределению был направлен в Новгород, увез с собой и молодую жену, Нину Бастрыгину. И с 1946 года более 40 лет она работала на Новгородском предприятии связи, на телеграфе. Отличный специалист, очень душевный, надежный товарищ, «с сильным характером» – так до сих пор отзываются о ней ее ученики и коллеги-связисты. Она ветеран связи, пенсионерка… Медаль «За оборону Ленинграда», орден Отечественной войны и многие другие награды с трепетом хранятся в доме этой отважной женщины. А рядом с ней – заботливые и любящие дети, внуки и правнуки.

 

Радистка-разведчица

Ведь такое дело – война!Кира Александровна Макарьева, в девичестве Федотова, родилась 5 марта 1923 года в Новгороде. Отец – работник торговли, мать – домохозяйка, три дочери: Алевтина, Елена и Кира. В 1941 году, когда началась война, Кира только закончила школу. Довоенный класс десятый… Беззаботная молодость… Надежды на светлое будущее… Нет. Война!..
«Как и всех комсомольцев, нас отправили на оборонные работы под Шимск. Наша работа была выкопать противотанковую траншею — три метра глубины, полтора – ширины, а перед ней – вал, чтобы вражеские танки в эту траншею падали. Но это была наша фантазия. Танки на скорости просто перепрыгивали эти оборонные сооружения».
Недолго пришлось работать на оборону, фашистское наступление было стремительным и страшным. Вскоре всем приказали срочно добираться домой, а оттуда немедленно – в эвакуацию.
Из Новгорода сначала попали в Валдай. А там сестру, связистку, направили в Новосибирск, куда переехала и вся семья. Сестра получила работу – начальник конторы связи в районе Маслянино. Кира устроилась туда же ученицей телеграфистки.
«Как-то мы получили телеграмму из Москвы, что будут набирать девушек в школу связи. А я вызвалась доставить телеграмму военкому. При встрече с ним попросила: «Принесите мне повестку, а то мама добровольцем на войну не пустит!» Патриотизм это был или не знаю, что… Военком меня отговаривал, но мне очень хотелось».
В результате Киру отправили в Томск в академию связи на шестимесячные курсы радистов. Затем училась в Горьковской области в школе связи. Упорно осваивала сложную науку морзянки, училась жить в полевых условиях, обращаться с оружием.
«Когда нас выпустили, мы передавали и принимали радиограммы сначала нараспев – как привыкли «ти-ти-таа», «ти-ти-таа-таа». Скорость была низкая – только 60 знаков в минуту. На фронт я попала в Чечню. Меня посадили за аппарат, а я ничего не понимаю, ведь немец передавал 140 знаков в минуту. Но он нас быстро научил. Скоро и мы натренировались до 120-130 знаков в минуту».
В учебной роте было тяжело, еще сложнее было молоденьким девочкам в военных условиях. Работа – круглосуточная, очень тяжелая, без сна и отдыха, в пыли, постоянно за аппаратом, на приеме немецких радиограмм-шифровок. Задача радисток-разведчиц была не только перехватить и зафиксировать немецкую радиограмму, которую потом раскодировали специалисты-кодировщики, но и определить, какая из вражеских радиостанций главная, помочь запеленговать немецкий штаб, откуда идут приказы.
Чечня, Крым, Краснодар, Кавказ, Венгрия, Чехословакия… Так прошла войну радистка-разведчица 370-го специального полка Кира Александровна Федотова-Макарьева.
Работа девочек-радисток способствовала успеху многих военных операций Красной Армии в Крыму, на юге России и неоднократно получала высокую оценку командования. У Киры Александровны много орденов и медалей: орден Отечественной войны II степени, медали «За оборону Кавказа», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены» и другие.
«День Победы меня застал в Чехословакии, под Прагой. Там вышел небольшой казус. Я служила радисткой в войсках радиоразведки и узнала о Победе одной из первых еще 8 мая – из материалов радиоперехвата немецкой радиостанции. Мы приняли телеграмму, обрадовались, сразу выскочили, начали кричать: «Ура! Победа!». Столько радости было!!! А командир нас за это чуть в штрафной батальон не отправил, но потом сжалился – простил. Победа все-таки!»
Послевоенная судьба Киры Александровны определилась еще до демобилизации – ей сделал предложение начальник штаба Владимир Андреевич Макарьев. Поженились молодые в Одессе. Вместе с мужем проехала все восточные окраины СССР: от Чукотки до Курильских островов. На свою родную землю, на Новгородчину, она вернулась в 1962 году, когда муж демобилизовался. И здесь Кира Александровна посвятила жизнь любимому делу – связи. Почти 30 лет проработала на междугородной станции Новгородского предприятия связи. Кира Александровна всегда на боевом посту — активная общественница, мудрый и надежный друг, заботливая мама и бабушка! Ее глаза полны оптимизма, сил и задора. В свои 87 лет она по-прежнему считает, что «жизнь была тяжелая, но счастливая. Каждому на роду свое написано: кому война, кому наводнение или пожар. Главное – не терять бодрость духа, надежду и никому не желать зла».




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.