На тихвинском направлении

13.05.2010

Осенью 1941 года советские войска вели тяжёлые бои на подступах к Ленинграду. В октябре-ноябре одним из важнейших направлений было тихвинское. Бои в районе Тихвина вошли в историю Великой Отечественной  как Тихвинские оборонительная и наступательная операции. Во время их проведения схватки с врагом происходили и на северо-востоке нынешней Новгородской области – в Любытинском районе. После падения Новгорода оборону на западном берегу Волхова заняли прибывшая из резерва Ставки 52-я армия и вновь сформированная 54-я армия. Немцы продолжали наступление на Ленинград, постепенно сжимая кольцо блокады вокруг города. 8 сентября вражеские войска вышли к южному берегу Ладожского озера и захватили Шлиссельбург. Ленинград оказался блокированным с суши. Теперь сообщение с ним осуществлялось через Ладожское озеро и по воздуху.

ШИРОКИМ ФРОНТОМ

К концу сентября положение Ленинграда ухудшилось – немцы вышли с юго-запада к Неве на участке Шлиссельбург-Ивановское и к Ладожскому озеру восточнее Шлиссельбурга. С севера на город наступали финские войска. Продвигаясь между Онежским и Ладожским озёрами, они вышли к р. Свирь и местами форсировали её. Советским войскам с большим трудом удалось остановить их дальнейшее продвижение.

В первых числах октября немецкие войска предприняли попытку окончательно блокировать Ленинград. Немецкое командование планировало преодолеть сопротивление советских войск на р. Волхов, а затем нанести удар через Тихвин к р. Свирь. В случае успеха немцам удалось бы соединиться с Карельской армией финнов, перерезать сухопутные коммуникации к Ладожскому озеру и лишить Ленинград и оборонявшие его войска последней возможности получать помощь по озеру.

В первой половине октября в немецкую группу армий «Север» прибыли свежие части из Германии, Франции, Греции, а также испанская 250-я пехотная (так называемая «голубая») дивизия. Своё название дивизия получила по цвету рубашек, носимых испанскими добровольцами-фалангистами.

Для наступления на свирском направлении фашистами были выделены 39-й моторизованный и почти весь 1-й армейский корпус 16-й армии, всего восемь дивизий, включая две танковые и две моторизованные. Эти дивизии должны были наносить удар в направлении Грузино – Будогощь – Тихвин – Лодейное Поле. Одновременно 38-й армейский корпус немцев наступал в направлении Малая Вишера – Бологое, навстречу войскам левого крыла группы армий «Центр». Остальные силы немецкой 16-й армии действовали южнее озера Ильмень.

Оборону по Волхову в это время занимали прибывшая из резерва Ставки 4-я армия генерал-лейтенанта В.Ф. Яковлева и 52-я армия генерал-лейтенанта Н.К. Клыкова. Южнее 52-й армии оборонялась Новгородская армейская группа Северо-Западного фронта под командованием генерал-майора И.В. Галанина. 54-я армия сражалась южнее Ладожского озера. Оборона советских войск была слабой. В частях ощущалась нехватка личного состава (в среднем всего по 5,5 тысячи человек в дивизии), при этом они были вынуждены обороняться на широком фронте (до 46 километров). Поэтому все армии имели одноэшелонное построение, в резерв выделялись минимальные силы и средства. Создать глубокую и прочную оборону в таких условиях было невозможно.

 

ПОМОЩЬ С ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

На тихвинском направлении16 октября 1941 г. немецкие войска перешли в наступление на тихвинском направлении. Главный удар был нанесён в стык 4-й и 52-й армий. Здесь действовали 8-я и 12-я танковые, 18-я и 20-я моторизованные, а также четыре пехотные дивизии противника. Частью сил немцы развернули наступление на Малую Вишеру. Вражеским войскам противостояли пять стрелковых и одна кавалерийская дивизии 4-й и 52-й армий, занимавшие оборону в полосе шириной 130 километров.

Сдержать натиск превосходящих сил врага они не смогли, и уже 20 октября оборона 52-й армии была прорвана. Между 4-й и 52-й армиями образовался разрыв. Через три дня немцы захватили Будогощь и вышли в тыл 4-й армии, вынудив её отступить. Отступала и 52-я армия – 22 октября была оставлена Большая Вишера. Нависла угроза над Тихвином и над коммуникациями Ленинградского фронта.

С учётом сложившейся обстановки по указаниям Ставки была произведена перегруппировка сил. 4-ю и 52-ю армии усилили новыми дивизиями. Это позволило задержать продвижение вражеских войск, но ненадолго. 1 ноября войска 4-й армии нанесли контрудар с целью восстановить оборону по р. Волхов. Несколько дней шли тяжёлые бои, но завершились они не в пользу советских войск – 8 ноября немцы захватили Тихвин. Тем самым была перерезана железная дорога, которая связывала Ленинградский фронт со страной.

Но и немцы не смогли развить успех. Вклинившиеся в советскую оборону немецкие войска оказались в полуокружении, чем не замедлило воспользоваться советское командование. Было решено нанести главный удар силами 4-й армии в направлении Будогощь — Грузино. В конечном итоге наши войска должны были выйти к Волхову и захватить плацдармы на его западном берегу. Войска 54-й армии должны были ударом с севера отрезать пути отступления немцам и во взаимодействии с 4-й армией уничтожить их группировку. 52-я армия и Новгородская армейская группа должны были разгромить противника в районе Малой Вишеры, наступать на Селищи и Грузино и также захватить плацдармы на его западном берегу.

Начав наступление 12 ноября, советская 52-я армия через восемь дней в ночном бою овладела Малой Вишерой и начала развивать успех. 19 ноября началось наступление 4-й армии. С территории нынешнего Любытинского района Южная оперативная группа армии в составе 4-й гвардейской и 92-й стрелковых дивизий и некоторых других частей должна была двигаться навстречу Северной группе и встретиться с ней западнее Тихвина. 4-я гвардейская стрелковая дивизия к тому времени была уже изрядно потрёпана в предыдущих боях. Её боевой путь начался 26 июня у Минска (тогда она называлась 161-й стрелковой дивизией). Затем дивизия сражалась под Могилёвом, у Смоленска, под Ленинградом. 18 сентября 1941 года она одной из первых в Красной Армии получила наименование гвардейской. В критический момент наступления немцев на Тихвин в октябре дивизия была переброшена в состав 4-й армии и отправилась в район деревень Заручевье, Красницы, Хортица (Любытинский район).

Вступив с ходу в бой, части дивизии понесли тяжёлые потери. Два батальона одного из полков сразу попали в окружение неподалёку от железной дороги Тихвин–Будогощь. Немцы продолжали наступление. За некоторые деревни велись упорные бои, бойцы дивизии сражались до последнего патрона. Отражая одну из атак противника на д. Недашицы (бои за неё длились с 31 октября по 6 ноября), храбро действовал старший лейтенант С.И. Дорошенко. Заменив погибший расчёт пулемёта, он отстреливался до тех пор, пока не кончились патроны. После этого он забрался на крышу сарая и отбивался гранатами. Когда сарай загорелся, старший лейтенант сумел уйти от преследователей, прячась в клубах дыма. В этом бою старший лейтенант уничтожил 15 вражеских солдат, получив за своё мужество орден Красной Звезды.

Храбро сражались гвардейцы и во время контрнаступления. 19 ноября они освободили д. Красницы, а на следующий день разгромили батальон противника, захватив два танка, бронемашину, 8 пулемётов и 3 мотоцикла. Позднее дивизия с боями дошла до Будогощи, и после её освобождения была выведена в резерв.

В конце октября в этот же район прибыла 92-я стрелковая дивизия. Это была свежая, хорошо укомплектованная и оснащённая дивизия с Дальнего Востока. Прибытие такого подкрепления переломило ход боёв в этом районе. Первые эшелоны дивизии начали прибывать на станции Тальцы, Хотцы, Неболчи 30 октября и сразу же вступали в тяжёлый бой с противником за д. Петровское.

3 ноября в бою за эту деревню геройски погиб экипаж Николая Невьянова из танковой роты 50-го разведбатальона дивизии. Танк первым ворвался в деревню, но был окружён немцами и подожжён. Танкисты продолжали сражаться до последнего, не сдавшись в плен врагу.

После первых боёв дивизия вступила в ожесточённое сражение за Тихвин, внеся существенный вклад в победу на этом направлении. 9 декабря в упорном ночном бою Тихвин был освобождён.

После победы под Тихвином 4-я армия развивала наступление в западном и юго-западном направлениях. Войска 52-й армии, разгромив 16 декабря врага в районе Большой Вишеры, отбросили его части к р. Волхов. К 27 декабря советские войска окончательно отбросили немцев на тот рубеж, с которого они начали своё наступление 16 октября. Но развить успех не удалось – противник создал прочную оборону по берегу Волхова с укреплёнными районами в Киришах и Грузино. Однако и достигнутый результат имел огромное значение – он не дал врагу окончательно блокировать Ленинград. Кроме того, бои под Тихвином не позволили немецкому командованию перебросить войска на помощь группе армий «Центр», которой уже в начале декабря 1941 г. контрударом советских войск под Москвой было нанесено первое в истории Второй мировой войны поражение.

 

 Рёконьское побоище

На тихвинском направленииОдной из успешных операций советских войск осенью 1941 г. на Новгородчине стало сражение за Рёконьский монастырь, находящийся на территории Любытинского района. Здесь отличился батальон капитана Ивана Семёновича Маньковского. К 1941 г. командира 2-го батальона 317-го стрелкового полка И.С. Маньковского уже можно было назвать ветераном 92-й стрелковой дивизии. В 1936 году он участвовал в формировании 317-го полка в Приморье, затем командовал в нём пулемётным взводом, ротой, батальоном, одно время был начальником штаба полка. По результатам боевых стрельб и учений батальон Маньковского считался одним из лучших в дивизии. Отличительные черты действий Маньковского — хорошая организация разведки, смелость принимаемых решений, умелое использование манёвра.
К подходу наших войск захваченный фашистами монастырь был сильно укреплён: в двухметровой каменной стене и в постройках расположились огневые точки, на колокольне – наблюдательный пункт и пулемёты. Внутри находились крупные силы немцев – до полка пехоты с танками из 8-й танковой дивизии. Ещё одна рота немцев занимала высоту в трёх километрах юго-западнее монастыря.
14 ноября 2-й батальон 317-го стрелкового полка под командованием  Маньковского в рукопашном бою уничтожил занимавшую высоту немецкую роту, а потом разгромил вражескую колонну с танками, выдвинувшуюся из монастыря. При этом было подбито несколько танков, уничтожено до 200 вражеских солдат. Развивая успех, полк атаковал опорный пункт врага в монастыре. Снова отличился батальон Маньковского – он обошёл монастырь болотистым лесом и перерезал врагу пути отступления.
К вечеру 15 ноября монастырь очистили от врага. Было захвачено 2 исправных танка, 3 миномёта, 2 орудия, 10 пулемётов, 14 автомашин и много повозок с боеприпасами и другим имуществом. В историю дивизии этот бой вошёл под названием «Рёконьского побоища». Подразделения, которыми командовал Маньковский, разгромили три батальона врага. Капитан был четыре раза ранен, но не покидал поля боя. Командующий 4-й армией генерал армии К.А. Мерецков связался с храбрым комбатом по телефону, поздравил с победой в этом бою и сказал, что представляет его к награждению орденом Ленина. Вскоре ему было досрочно присвоено звание майора.
Позднее, во время Любаньской операции 1942 года, Маньковский принял командование 317-м стрелковым полком, а затем прибывшей из-под Москвы 53-й отдельной стрелковой бригадой. Из кольца окружения удалось вырваться всего лишь 250 бойцам бригады, но Маньковского среди них не было – он попал в плен.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.