Годы 1485 – 1491. Московское время

08.05.2008

Присоединение Новгорода (1478 г.) и Твери (1485 г.) к Московскому Великому княжеству стало важнейшим итогом почти двухвековых усилий московских князей по созданию сильного общерусского государства. Теперь, когда границы Московской Руси раздвинулись на западе и севере, особенно важным для Ивана III стало установление прочных и выгодных отношений с европейскими странами. На этом пути у него был выбор: или продолжить демонстрацию силы и заставить соседей уважать Москву, либо завоёвывать авторитет экономическими успехами и развитием образования и культуры.

Сначала Иван III решился поддержать гуманистические настроения интеллектуальной элиты. Однако скоро выяснилось, что просвещённые представители духовенства, в том числе новгородские священники, стали источником распространения новой ереси, способной подорвать основы православия и государственности на Руси. И пришлось Ивану Васильевичу браться за дубину.

НЕСОСТОЯВШЕЕСЯ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Упразднение вечевого строя и посаднического управления в Новгороде сочеталось с коренным переустройством системы управления в новгородских погостах — отныне волости и села должны подчиняться не представителям новгородских властей, а лицам, назначенным из Москвы. Фактически это вело к ликвидации той особой формы подчинения погостов городской общине, которая составляла главную особенность аграрного строя вечевой республики. Ведь подати и повинности в Новгородской земле платили только смерды в своих погостах — городская община жила фактически за их счет.

В Московской земле были другие порядки— там подати платились в великокняжескую казну и крестьянами, и горожанами – посадскими людьми.

Недовольство новыми порядками не раз заставляло бунтовать новгородские дворы и боярские кланы, вот только бунты эти были безрезультатны, а чаще всего и опасны. Уже в 1480-е годы Иван III переходит к решительному наступлению на боярские роды Новгорода. Начавшаяся ещё в 1475 году конфискация боярских вотчин постепенно переросла в те самые «выводы», которых так боялись новгородцы. За несколько лет более 2 тысяч представителей привилегированных новгородских сословий были сосланы в Москву, Владимир, Муром, Ростов и другие города «Низовской земли». К концу XV века боярские вотчины были полностью ликвидированы, а церковное землевладение сократилось на 75%.

Годы 1485 – 1491. Московское времяНа место «выведенных» новгородцев из Москвы и других городов стали прибывать новые жители Новгорода, обязанные карьерой и достатком московскому великому князю. В довершение картины экономического переустройства начались перемены и в духовной жизни новгородцев. С 1484 года на архиепископскую кафедру избирается на 19 лет Геннадий (Гонзов) – архимандрит Чудова монастыря в Москве. Именно он берётся вытравить новгородскую ересь, распространявшуюся не только на Волхове, но и в окружении Ивана III.

Новая «ересь жидовствующих» появилась в Новгороде в самом начале 1470-х годов, когда сюда прибыл проповедник Схария Жидовин. Он предположительно явился из Киева в свите литовского князя Михаила Олельковича и «совратил в жидовство» новгородских священников Алексея и Дениса, которые, по-видимому, стали главными распространителями ереси в Новгороде, а затем и в Москве.

Еретики отрицали Святую Троицу, таинство причастия, иконы, монашество и духовную иерархию, то есть фактически — православную Церковь. Своим адептам еретики внушали мысль об их «избранности», чем привлекли немало знатных людей и даже представителей высшего духовенства. Название «жидовствующие» присваивалось оппонентами этого движения, поскольку характерной чертой ереси являлось следование некоторым иудейским предписаниям и обрядам. Всякий, кто вступал в секту, скоро обнаруживал, что за пересмотром христианских догм стоит тщательно скрываемая от непосвященных практика: колдовство, кабалистика и ритуальные действия, представляющие собой «богослужение наоборот», — например, надругательства над иконами.

В 1487 г. новгородский архиепископ Геннадий доносил великому князю и митрополиту об открытой им ереси, но никаких последствий донесение тогда не имело. К этому времени Иван III уже приблизил к себе священников Алексея и Дениса, которые в 1480 году получили места протопопов в Успенском и Архангельском соборах Москвы. Их проповедь привлекла к ереси многих москвичей, в том числе невестку великого князя Елену, дипломата и писателя дьяка Фёдора Курицына.

Тогда архиепископ Геннадий снесся с другими архиереями и убедил их включиться в дело спасения православия. Совместно с ними он настоял на созыве собора в 1490 году, на котором ересь была формально осуждена: нестяжателей и жидовствующих отлучили от церкви и предали проклятию. Противники ереси, однако, были разочарованы слишком мягкими приговорами — никто даже не был казнен, а ведь требовали отступников «жечи и вешати».

Но ересь всё равно продолжала укрепляться, теперь уже тайно, и в следующем году один из главных ее приверженцев, Зосима, стал Московским митрополитом. И здесь в борьбу включился подвижник и богослов, игумен Волоколамского монастыря Иосиф (Санин). Его шестнадцать «слов», собранные воедино под общим названием «Просветитель», с такой силой и убедительностью обличили жидовствующих, что они после этого уже не могли оправиться.

Авторитет преподобного Иосифа был так велик, что царь покаялся перед ним в потворстве еретикам и согласился на принятие против них самых строгих мер. Но только в 1495 г. удалось сместить Зосиму, а в 1499-м посредством сложных дворцовых интриг вызвать гнев великого князя на главных сторонников ереси при дворе. Одновременно Иосиф Волоцкий и его сторонники вели борьбу против нестяжателей, которых возглавлял Нил Сорский. На соборе 1504 года ересь была окончательно выкорчевана. Руководители секты были сожжены, остальных заточили в тюрьмы или сослали под строгий надзор в монастыри.

Из истории с ересью Схарии все, включая новгородского архиепископа Геннадия, извлекли полезные уроки. Стало ясно, что одной из причин распространения ереси было религиозное невежество части служителей церкви и большинства мирян. Чтобы исправить положение дел, сам Геннадий проделал огромный труд по изданию полного текста Ветхого Завета на церковнославянском языке — так называемой «Геннадиевской Библии». При составлении этой Библии была проведена большая работа по сверке существовавших в славянском переводе отдельных библейских книг с латинским и немецким текстами печатной Библии. При этом русский библейский кодекс включил в свой состав и новые переводы целых библейских книг и их отделов, никогда ранее не переводившихся на славянские языки.

Что же касается общей оценки еретических движений, то до сих пор существуют полярные мнения среди поборников православия и учёных. Изжитая к началу XVI века «ересь жидовствующих» на Руси так и не переросла в церковную Реформацию, зашагавшую по всей Европе немного позднее (Лютер начал свои антицерковные проповеди в 1517 году). Защитники «древнего благочестия» в русской Церкви торжествовали победу над отщепенцами. Но академик Дмитрий Лихачёв считал, что «одной из причин неудачи Возрождения на Руси была гибель еретического движения… Это движение имело серьёзное прогрессивное значение тем, что будило пытливость, вводило в круг образованности новые сочинения, создавало новый круг интересов. Победа официальной церкви тяжело отозвалась на судьбе возрожденческих идей вообще».

 

ДВЕ КРЕПОСТИ

Годы 1485 – 1491. Московское времяВ 1480-х годах Иван III начинает готовиться к борьбе за выход к Балтийскому морю, чтобы установить прямые экономические и политические контакты с Западной Европой. Для начала он заключает перемирия с Ливонией (1481 г.) и Швецией (1487 г.). Вслед за этим в 1484 году по повелению великого князя в Новгороде начинается перестройка «каменного города» – Детинца. Стены и 12 башен крепости возводятся в новых каменно-кирпичных формах, с наклонным цоколем, двурогими зубцами-«гиббелинами» и арками с внутренней стороны.

Во всём этом чувствуется рука итальянского архитектора, перенёсшего на новгородскую крепость черты замков Ломбардии. К сожалению, источники не сохранили для нас имя этого «архитектона»; есть только предположения, что это мог быть Аристотель Фиорованти или Пьетро Антонио Солари.

Крепостная итальянская архитектура в это время становится модной во всей Европе, а при дворе Ивана III творит целая плеяда известных зодчих, взявшихся за перестройку московских соборов и стен Кремля. На новгородской земле они «отметились» ещё одним строительством: в 1492 году на берегу реки Наровы, на Девичьей горе, начинается строительство каменной крепости. Эта твердыня, получившая имя от самого великого князя, была призвана защитить проход к Балтийскому морю на виду у Нарвского замка, которым в это время владели ливонские рыцари.

В строительстве Ивангорода проявились наиболее передовые идеи фортификационной науки того времени. Точный математический расчёт плана крепости и её геометрические формы абсолютно контрастируют с плавными очертаниями стен новгородского Детинца, тем самым подтверждая принципиальную разницу в назначении двух крепостей. В Детинце разместилась великокняжеская администрация с аппаратом чиновников, а в крепости Ивангород – боеспособный гарнизон.

Усилия Ивана III не пропали даром: напуганный размахом крепостного строительства Ливонский орден принял русские условия гарантий защиты послов великого князя и новгородских наместников, а также в 1493 году подписал новый мирный договор. Укрепившись таким образом на берегу Балтики, Иван III в марте 1494 года ликвидировал последние привилегии Ганзы и закрыл Немецкий двор в Новгороде. Для Ганзейского союза наступили тяжёлые времена: конкуренты на Западе развернули выгоднейшие торговые связи с Индией и Америкой, а на Востоке русский царь фактически уничтожил двухсотлетнюю монополию Ганзы на Балтийскую торговлю.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.