Любанская операция

20.05.2010

Крупные победы, одержанные Красной Армией осенью-зимой 1941 года под Москвой и на других направлениях, заставили советское командование поверить в возможность скорого разгрома вражеских войск. Такая уверенность вылилась в несколько крупных наступательных операций, проведённых советскими войсками в начале 1942 года. Однако враг был ещё очень силён, и некоторые из этих операций обернулись трагедиями.

ШТАБНЫЕ ПЛАНЫ

Одной из самых скорбных страниц истории Великой Отечественной войны на Новгородской земле стала Любанская операция 1942 года, стоившая жизни огромному количеству бойцов и командиров Красной Армии.

Любанская операцияПосле успеха под Тихвином войскам Ленинградского, Волховского и Северо-Западного фронтов поставили задачу разгромить врагов под Ленинградом и освободить город от блокады. Ещё в ходе тихвинских боёв была разработана стратегическая операция с участием трёх фронтов – Волховского, Ленинградского и Северо-Западного. Ведущую роль при этом Ставка отводила Волховскому фронту. Его войска должны были перейти в общее наступление, разбить оборонявшиеся на западном берегу Волхова немецкие части, выйти главными силами к Любани, навстречу наступавшим с севера войскам Ленинградского фронта и окружить вражескую группировку, блокирующую Ленинград. Левое крыло фронта должно было освободить Новгород.

Тем временем войска Северо-Западного фронта, наступая в направлении Старая Русса – Сольцы – Дно, должны были перерезать коммуникации новгородской группировки немцев. В дальнейшем планировалось развивать наступление в направлении на Лугу.

Главный удар наносили 2-я Ударная и 59-я армии Волховского фронта. Предполагалось прорвать вражескую оборону в районе Спасской Полисти, выйти к Любани и во взаимодействии с 54-й армией Ленинградского фронта уничтожить любанско-чудовскую группировку противника, а в дальнейшем и прорвать блокаду Ленинграда.

Войскам Волховского фронта противостояли 1-й и 38-й армейские корпуса немецкой 18-й армии. Немцы создали сильную оборону с передним краем по западному берегу Волхова и вторым оборонительным рубежом по насыпи железнодорожной линии Новгород – Чудово. В глубине обороны были оборудованы опорные пункты. Оборона поддерживалась большим количеством артиллерии и авиации.

 

ОКОПНАЯ ПРАВДА

Не дожидаясь сосредоточения артиллерии, войска 4-й и 52-й армий 7 января 1942 года начали наступление. Позднее в сражение втянулись и войска 59-й и 2-й Ударной армий. В ходе трёхдневных ожесточённых боёв прорвать оборону противника не удалось, поэтому 10 января наступление было приостановлено. Возобновилось оно спустя три дня. После полуторачасовой артиллерийской подготовки войска снова перешли в наступление, и 14 января ударные группировки 2-й Ударной и 52-й армий по льду форсировали Волхов, захватив плацдармы на западном его берегу. По словам командующего фронтом генерала К.А. Мерецкова, сделать это было сложнее, чем прорвать линию Маннергейма на Карельском перешейке.

Но дальше на запад войска продвигались с большим трудом. Лишь через десять дней части 2-й Ударной армии овладели Мясным Бором. В образовавшуюся во вражеской обороне брешь был введён 13-й кавалерийский корпус. Кавалеристы сумели добиться значительного успеха, за ними, развивая прорыв, продвигались части 2-й Ударной. Теперь основные усилия фронта были перенесены сюда, к горловине прорыва – в район Спасской Полисти и Мясного Бора. Основной задачей 52-й и 59-й армий стало расширение горловины в сторону Новгорода и Чудова. Войска же 2-й Ударной и 13-й кавкорпус развивали наступление, пройдя 50 километров на любанском направлении.

Но и сопротивление немецких войск всё усиливалось, противник вводил в бой резервы. В районе Мясного Бора и Спасской Полисти немцы создали мощные узлы обороны, намереваясь в дальнейшем использовать их в качестве исходных позиций для нанесения удара по основанию прорыва советских войск. Осознавая угрозу, советское командование предпринимало попытки выбить немцев из этих пунктов, но безуспешно. Это и определило в дальнейшем исход сражения.

К концу января стало ясно, что полностью разгромить немецкую 18-ю армию не получится. Поэтому основные усилия были сосредоточены на овладении Любанью и Чудово и уничтожении немецкой группировки в этом районе. Наступление велось в тяжелейших условиях – при полном превосходстве немцев в воздухе, недостаточном обеспечении артиллерией, танками, боеприпасами. Преодолевать приходилось не только сопротивление противника, но и труднопроходимую лесисто-болотистую местность.

К марту войска 2-й Ударной армии вклинились в оборону врага на глубину 60-70 километров, подошли вплотную к главной цели – Любани. Лишь 15 километров отделяли их от города, вдвое больше – от наступавшей навстречу 54-й армии. Но чем дальше продвигалась 2-я Ударная, тем опаснее становилось её положение – фланги армии всё больше оголялись, с «большой землёй» её связывали лишь  специально построенные узкоколейная железная и жердевая дороги, проходившие через узкий, простреливавшийся врагом коридор.

 

КОРИДОРЫ ЖИЗНИ И СМЕРТИ

Любанская операцияНачавшееся в конце марта 1942 года резкое потепление окончательно привело в негодность лесные дороги, затруднив маневрирование войск и их снабжение. Не было возможности рыть окопы, землянки, блиндажи – их мгновенно заливала вода. Именно в этот момент немцы активизировали действия против окружённой армии. Всеми силами они стремились перерезать горловину прорыва и окончательно лишить 2-ю Ударную снабжения и связи с «большой землёй».

В это же время советские 52-я и 59-я армии пытались отбросить немецкие войска от горловины и создать разрыв для выхода окружённых войск. Бои за этот проход велись до конца июня. Его ширина не превышала полутора-двух километров, а временами он и вовсе был перерезан. Попытки снабжать армию по воздуху не исправляли ситуацию – небольшие самолёты По-2 не могли брать на борт много груза. К тому же они несли тяжёлые потери от действий вражеской авиации.

Неожиданно Ставкой Верховного Главнокомандования было принято решение об объединении Ленинградского и Волховского фронтов для лучшей координации их действий по прорыву блокады Ленинграда. Эта мера не оправдала себя: действия войск происходили на двух сильно удалённых друг от друга направлениях, и управлять ими одному командующему было затруднительно. Волховский фронт восстановили 8 июня 1942 года.

30 апреля 2-я Ударная армия была вынуждена перейти к обороне, а 13 мая начала отход к Мясному Бору. К этому времени её войска находились в крайне тяжёлом положении. Не хватало бое-припасов, продовольственная норма бойца была ниже, чем в блокадном Ленинграде, – 50 граммов сухарей в день. Позднее и этот паёк отменили, и бойцы питались тем, что находили в лесу. Площадь занимаемой войсками территории намного уменьшилась и теперь простреливалась вражеской артиллерией.

Усугубила положение сдача в плен командующего армией генерала Власова (в апреле он сменил заболевшего генерал-лейтенанта Н.К. Клыкова). В конце июня 1942 года из окружения вырвались последние остатки 2-й Ударной. Но и после того, как коридор был перерезан немцами окончательно, отдельные группы бойцов 2-й Ударной армии пытались прорваться к своим. К сожалению, удавалось это далеко не всем.

В эти дни погиб член Военного совета армии дивизионный комиссар Иван Васильевич Зуев. Впервые встретиться с фашистами Ивану Васильевичу довелось в Испании, куда он отправился добровольцем. Затем были бои во время советско-финляндской войны. В 1941 году Зуев сражался под Сольцами, Старой Руссой. В декабре был назначен первым членом Военного совета Волховского фронта, а затем членом Военного совета 2-й Ударной армии.

Обстоятельства его гибели стали известны лишь спустя 23 года, в 1965 году. Раненый Зуев при выходе из окружения возглавлял небольшую группу бойцов и командиров. В последних числах июня группа вышла к железной дороге близ полустанка Торфяное, где трудилась мобилизованная немцами бригада ремонтников. Измученный голодом, ранами, усталостью Зуев обратился к ним с просьбой дать хлеба и указать путь к своим. Вместо этого один из ремонтников привёл немцев. Чтобы не навести врага на след товарищей, комиссар вступил в бой с тридцатью вражескими солдатами, а последней пулей застрелил себя.

 

БОЕЦ, ЗНАМЕНИТЫЙ СТИХАМИ

Знаю, в песне есть твоей, джигит,
Пламя и любовь к родной стране.
Но боец не песней знаменит:
Что, скажи, ты сделал на войне?

Муса Джалиль

Любанская операцияИз окружения под Мясным Бором пытался вырваться и корреспондент армейской газеты «Отвага» политрук Муса Мустафович Джалиль. В редакцию газеты поэт прибыл в самый разгар боёв – в апреле 1942 года, заменив погибшего поэта Всеволода Багрицкого. В письме своему другу в Казань он писал: «Военкор – это далеко не мирное и спокойное занятие, приходится одновременно воевать и писать».
В ночь на 25 июня группа бойцов из 59-й стрелковой бригады пыталась прорваться к своим в районе деревни Теремец-Курляндский. В составе этой группы был и Муса Джалиль. Оглушённый взрывом, он потерял сознание и попал в плен. Но и находясь в плену, поэт продолжал бороться с фашизмом. Вместе с друзьями Джалиль организовал подпольную группу, боровшуюся против вербовки немцами уроженцев поволжских народов в фашистский легион. Они выпускали листовки, писали стихи. В августе 1943 года в результате предательства Муса Джалиль был заключён в тюрьму Моабит. Стихи он продолжал писать и здесь, вплоть до самой смерти – 25 августа 1944 года он был казнён в военной тюрьме Плетцензе в Берлине.
Его стихотворения, написанные на клочках бумаги, сумел спасти другой узник Моабита – бельгийский партизан Андре Тиммерманс. Именно он переслал их после войны в Советский Союз. В 1956 году поэт был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза, а в следующем году, за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь», ему была присуждена Ленинская премия.




Комментарии

Светлана
08.05.2013

🙁 ужас- сколько пережили наши предки! слёзы на глазах. Но никого не вернёшь. Низкий поклон и память в душе. А мы сейчас так бы смогли?

Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.