Один из асов

27.05.2010

Один из асовТеперь, с высоты прошедших десятилетий, говоря о войне, мы испытываем все возрастающее восхищение теми, кто эту войну выдюжил. Герои! Боги! Асы – коль речь пойдет о летчиках… 

Сегодня в Новгороде проживают три кавалера ордена Александра Невского – Василий Александрович Филимоненко, Сергей Иванович Иванов и Александр Петрович Попов. Награда эта особенная. В последний раз орден вручали в 1945-м, и всего их было 40 тысяч на весь Советский Союз. Но жил в Новгороде еще один кавалер этого ордена. Летчик-истребитель, один из асов советской авиации Николай Пузанов.

Родился Коля в 1920 году, в деревне под Волоколамском. И не было у парня мечты выше, чем стать летчиком – как Нестеров, Чкалов…

Здоровья, желания и уверенности в себе Николаю было не занимать, поэтому после 7 классов махнул в Москву, поступил в аэроклуб, а чуть позже в Борисоглебское летное училище, которое закончил летчиком-истребителем, младшим лейтенантом, получившим распределение в Пушкин. Почти тут же и война началась.

Николай Пузанов сражался за Мурманск, воевал в Карелии. Тогда на борту его самолета и появились первые «звезды». К слову, первый орден Красной Звезды Николай Пузанов получил в ноябре 41-го. Позже их станет три, но тогда было не до подсчета наград. 22 февраля 1942 года его самолету «досталось». Упал в лес,  Николай Васильевич тогда уберегся. Однако в марте того же года оказался тяжело ранен и сам. Лечение, восстановление – и снова фронт, теперь уже Прибалтийский. Снова воздушные бои. За один из них Пузанов и был представлен к ордену Александра Невского. Случилось это в сентябре 1944-го.

А летом 1945-го потрепанная Кёнигсбергская дивизия, в которой служил Николай Пузанов, сбивший 20 немецких самолетов (8 лично и 12 в группе), приземлилась в Кречевицах. Новгород только начал оживать. Народ ютился в землянках, вырытых в городском валу. Но уже, случалось, в городе показывали кино – на него ходили все, и военные приезжали в кузове «полуторки». Вот на одном таком сеансе 1 мая 46-го и повстречал бравый летчик Николай скромную девушку Нину. Свою судьбу.

– Я тогда была студенткой и приехала в Новгород на выходные, к родителям, – рассказывает Нина Васильевна. – Но уже через 2 недели он нашел меня в Ленинграде. Стремительный был… В октябре уж и расписались.

 Нина Васильевна прошла с супругом по всем гарнизонам. Вот только в заграничные «командировки» ее не брали. Берегли.

– В 52-м Николая отправили в Китай, – вспоминает она. – Чем он там занимался, подробностей не знаю, кроме того, что летал ведомым у легендарного Кожедуба. Привез он из Китая три комплекта шелковой китайской амуниции и медаль с иероглифами.

В 36 лет Пузанов опять в Кречевицах – уже комполка. Полковник. Чуть позже в 60-х была у него еще одна загранкомандировка – военным советником в Иран, о чем тоже есть свидетельства в семейном архиве.

– После Ирана Коле для прохождения службы предлагали на выбор  Германию, Черноморское побережье, – говорит Нина Васильевна. – Не захотел никуда, кроме Новгорода. Ему было нужно наше северное небо.

К сожалению, Николая Васильевича уже более 30 лет нет с нами. Но в семье память о нем берегут.

– Он был человек скромный и с наградами вперед никогда не лез, – рассказывает Нина Васильевна. – Но об одном случае всю жизнь переживал.

…Случилось это еще в Карелии в 41-м или 42-м году. Николай был представлен к звезде Героя Советского Союза, документы прошли согласование. А в полку был пес, провожавший уходившие на задание самолеты. И как будто считать умел – сидел, пока последний самолет не вернется. А если выть начинал, то значит, беда случилась. И вот этот пес однажды долго ждал один самолет. Сидел и сидел. И дождался-таки, бросился на радостях на полосу и угодил под колеса… У летчиков, конечно, горе – такого боевого товарища потеряли! Решили похоронить пса по-человечески. Сколотили гробик, на воинском захоронении вырыли могилку, да еще и залп дали, с почестями то есть… История стала известна командованию. Николай Пузанов оставался в тот момент за старшего. Ему и «досталось» – за несознательность.

Что ж. Пусть для истории летчик Пузанов не стал героем. Зато он останется им для нас.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.