Акварель чистой воды

27.05.2010

Самая нестойкая краска, материал для начинающих, подарок пятикласснику. Но знаменитый «Заяц» Дюрера, но акварели Сезанна, но Бенуа?.. Не важно, чем писать, если ты мастер, то сможешь и обгоревшей спичкой. Петербургские акварелисты это доказали.

Новый проект Городского выставочного центра называется «Манера.Стиль.Приём». Он проводится совместно с Петербургским Домом акварели и  Обществом акварелистов, наследником ещё того, Императорского, которое было создано в 1880 году. Задача проекта – показать новгородцам всё многообразие акварельной живописи и её безграничные возможности.

В самом деле, например, работы Юрия Шевчика, представившего персональную выставку, никак не назовёшь привычно акварельными. В центре экспозиции – дом, имитирующий базилику – здание древнеримского суда, где христиане позже разместили свои первые храмы. Базилика оклеена газетами нашего 1937-го, а внутри… реальная духовная жизнь человека, которая, видимо, не может исчезнуть в любых условиях. Об этом говорит художник и в портретах современников, и в других композициях на евангельскую тему.

Работы Александра Фёдорова фантастически красивы. Именно фантастически, так как это монотипии, где художник только направляет процесс. Эти космические пейзажи на редкость музыкальны, да и названия – «Палитра протозвука», например, отсылают нас к трубным гласам начала. А «музыкальные» работы Андрея Корольчука, наоборот, остро современны.

Мы привыкли, что акварель это прежде всего пейзаж и натюрморт, но здесь его немного. Наталья Пушнина с видами городов русской провинции. Константин Кузема с удивительными пейзажами Питера, по акварельному недосказанными, с значительными пропусками и разрывами формы и оттого как только уже не изображённый Исакий выглядит загадочным и новым. Пейзажи Заура Джапаридзе малоцветны, строги, но щемяще привлекательны всё тем же вниманием к жизни маленьких городков. Натюрморты Владимира Серебрякова декоративны, причём в той степени, когда понимаешь – маслом так не сделаешь, только золушкой-акварелью. А «тихая жизнь» Рэма Венецкого, наоборот, наводит на какие-то чуть ли не философские обобщения. Всё смешалось в Петербургском Доме акварели. «Распятие» Евгения Гиндпера, символические композиции Екатерины Кузнецовой, голландские зарисовки из квартала «красных фонарей» Андрея Семёнова. И дальше – красивые загадки Ковалёвой-Кондуровой и Александра Татаренко, знаменитая «кошачья серия» Владимира Румянцева, работы Нины Дьяковой, чьими усилиями и было восстановлено в 1998 году Общество акварелистов. Наконец, Елена Базанова, цветочные натюрморты. Знатоки уверяют: рядом с натюрмортом «Сирень» пахнет сиренью, а рядом с «Черёмухой» стоит густой запах этой королевы холодной весны.

На открытие приехали многие участники выставки. Были мастер-классы и «акварельная» музыка от Зои Асташкиной, было выступление пластической группы Елены Губаревич. Вспомнили, как водится, деда Щукаря и его толкование акварели как «хорошей девки». Кажется, публика в этом убедилась.

Выставка работает до 13 июня в Большом зале Городского выставочного центра («Диалог»), Б.Московская, 37/9, с 11.00 до 19.00, кроме понедельника.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.