О пользе чеснока

24.06.2010

Чего взыскует зритель на выставке живописи? Он, что, никогда не видел, например, собак на прогулке, грязную мостовую или мокрый снег?

А кстати, что это такое – мокрый снег? У чукчей нет отдельного слова, обозначающего снег, но зато около ста, обозначающих его состояние. Мне кажется, что если мы, как чукчи, будем внимательно присматриваться к картинкам бытия, то само это бытиё приобретёт иное качество. И тут художники – незаменимые помощники.

Андрей Ветрогонский, петербургский художник, родился в 1956 году в семье народного художника России Владимира Ветрогонского. В 1981 году окончил факультет графики института им. Репина, работает, преподаёт, член Союза художников. Всё солидно и размеренно. Но мы утверждаем, что ему не даёт покоя набережная реки Карповки, голые ветви деревьев и… мокрый питерский снег.

Мы удивляемся, что японский художник всю жизнь рисует один мотив и считает, что к девяноста годам научится правильно ставить точку. Удивляемся, что Сезанн годами бился над изображением одной только горы в окрестностях Экса. Ничего удивительного, надо только присмотреться к тому, что они делали, дать себе труд. Здесь, как в разговоре, нужно следить за мыслью собеседника. Вот здесь он выбрал тему. Здесь высказал первый тезис, остановился. Граница, между формой и цветом. Почему именно здесь? Картина смотрит на вас – поняли? Почувствовали? Мазок, не дробясь, идёт по форме – человека ли, рояля, табурета перед ним, неважно. Если не дробясь – значит торопится высказаться, чтоб не перебили. Если не гладко и краска «топорщится» – волнуется, значит – какая-то новость. Вот. Вот чего никогда не видел зритель – мокрого, грязного, едва весеннего снега, изображённого Андреем Ветрогонским. И собак, и питерские дворы, и похороны. А ещё чеснок.

Он в его работах удивительно строг, изящен, костист и суховат. Из-за нахально торчащих хвостиков ещё и сексуален. Что ж, мы помним, что чеснок считали вернейшим афродизиаком задолго до появления такого слова. А настойку из него называли «воровским вином», поскольку её потребляли мародёры, промышляющие на чумных кладбищах. И вообще, чеснок – вернейший оберег от всякой нечисти. Но если близко, близко приглядеться, то виден кусок настоящей газеты, вклеенный в картину, и крохотная надпись: «Австрия, Израиль». Тут и вовсе – пучок смыслов. А отойдёшь и просто наслаждаешься сиреневым… Полезный овощ этот чеснок, и красивый, и мудрый. Честное слово. Спросите у Ветрогонского.

Выставка «Собаки на прогулке, чесноки и другие» работает в Малом зале Городского  выставочного центра (Б.Московская, 37/9, центр «Диалог») до 27 июня.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.