«…Или право имею?»

01.07.2010

«...Или право имею?»Ежегодно Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации анализирует правозащитную ситуацию в стране и динамику ее развития. Как отмечает в преамбуле доклада по итогам 2009 года Уполномоченный по правам человека РФ Владимир Лукин, необходимо обратить внимание общества и государства на реальные проблемы соблюдения прав человека и подчеркивает: «Значительное число нарушений прав человека в 2009 году имело системный и комплексный характер».

В 2009 году к Уполномоченному поступило 54046 обращений, из них жалоб – 32043. Каждая вторая жалоба касалась нарушений личных прав человека. Нарушениям социально-экономических прав граждан посвящена каждая четвертая жалоба. Количество жалоб по проблемам охраны материнства и детства выросло на одну треть.

Доля жалоб на нарушение политических и культурных прав граждан осталась невысокой, составив соответственно 1,6 и 0,6% от общего числа.

 

Право на труд

Многие работодатели идут на пересмотр в сторону ухудшения условий труда и минимизации оплаты труда своих работников. Получили распространение увольнения, связанные с сокращением численности или штата работников, без соблюдения работодателем предусмотренных законом процедур. Правовые механизмы, призванные защитить работников, практически не работают. Отмечается пассивность и неэффективность деятельности профсоюзов в защите прав работников.

Неукоснительно выполнить все требования, необходимые для объявления забастовки, предусмотренные ст. 410 Трудового кодекса, практически невозможно. Конституционное право на забастовку неоправданно ограничено в законодательстве.

 

Право на социальное обеспечение и медицинскую помощь

Коэффициент пенсионного замещения заработной платы остается крайне низким и в среднем не превышает 28%. Этот показатель не дотягивает до стандартов, установленных Конвенцией №102 МОТ и Европейской Социальной Хартии, – 40% и 50-60% соответственно.

Для решения задачи зарабатывания достойной пенсии требуется определить общественно признанные критерии определения этой пенсии для работников с различной по размеру заработной платой. Необходимо законодательно установить как минимальный, так и максимальный размер пенсии по старости. Социальные же пенсии необходимо бы уже сейчас законодательно привязать к прожиточному минимуму.

Остро стоит проблема трудовой занятости инвалидов. Финансирование государственных программ помощи инвалидам должно осуществляться в приоритетном порядке, а не по остаточному принципу.

 

Право собственности на имущество

Конституция Российской Федерации предполагает возможность принудительного изъятия имущества у собственника для государственных и муниципальных нужд при условии предварительного и равноценного возмещения.

Отсутствует четкая методология и критерии определения рыночной стоимости выкупаемого имущества.

Ввиду размытости понятия «государственные и муниципальные нужды» решения об отчуждении собственности нередко принимаются без реальной в этом необходимости. Следует законодательно разработать четкие критерии определения понятия «государственные и муниципальные нужды».

 

Политические права и свободы

Усилилась тенденция к подмене установленного российским  законодательством уведомительного порядка проведения мирных собраний на фактически разрешительный. В правоприменительной практике появилось понятие «несогласованное мероприятие». Следует в этой связи напомнить о том, что уведомительный порядок проведения публичных мероприятий не предполагает возможности «несогласования» органом власти уведомления об их проведении.

Немало нареканий вызывает процедура досрочного голосования на местных выборах и практика голосования по открепительным удостоверениям.

Имеет место плохая, политически ангажированная работа территориальных и участковых избирательных комиссий.

 

Право на свободу совести

Уполномоченный поддерживает проведение в ряде регионов эксперимента по преподаванию учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Вместе с тем хотелось бы подчеркнуть, что в сфере духовного воспитания церковь, с одной стороны, и многонациональное светское государство – с другой не могут не преследовать отчасти разные цели. Главная цель государства – помочь своим гражданам научиться уважать веру других. При подведении итогов начинающегося эксперимента следовало бы, видимо, ответить на вопрос о том, выполнению какой из двух указанных выше целей он способствовал.

 

Права и законные интересы ребенка

Решения, принимаемые судами в защиту детей, нередко не выполняются. Этому способствует наличие пробелов в законодательстве и отсутствие должного усердия в работе судебных приставов.

Все чаще возникают «международные» споры, связанные с детьми. Было бы целесообразным предоставить любому гражданину возможность получить консультацию по вопросам семейного законодательства страны, гражданином которой является его будущий супруг или супруга.

Органы власти многих субъектов Российской Федерации находят все новые предлоги для отказа в предоставлении жилья детям-сиротам. Следует рассмотреть вопрос о внесении в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изменений, которые исключили бы такую возможность.

 

Права военнослужащих и граждан, призванных на военную службу

Проблемы обеспечения прав военнослужащих по-прежнему остаются острыми. Среди них: неуставные отношения; злоупотребление служебным положением; привлечение к работам, не обусловленным исполнением обязанностей военной службы, и др.

Имеют место задержки с предоставлением жилья увольняемым со службы военнослужащим. Низка эффективность системы государственных жилищных сертификатов. Государство должно предоставлять военнослужащим реальное жилье, централизованно закупая его у застройщика, или полностью оплачивать его индивидуальное приобретение в форме субсидии.

Новая проблема – принуждение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, к подписанию контракта. Необходимо полностью запретить подписание контрактов с военнослужащими по призыву до истечения срока их службы.

Право на жизнь, достоинство, свободу, личную неприкосновенность и уважение личной жизни

Вопросы административного задержания нуждаются в особом внимании контролирующих органов, которым стоило бы разобраться, например, в необоснованно узком толковании самого понятия «задержание», используемом в настоящее время. Не признавая факт «задержания» во всех случаях ограничения свободы гражданина РФ, государство отказывает в праве обжаловать свои действия в судебном порядке.

Подавляющее большинство сотрудников милиции воспринимает проверку документов как свое неотъемлемое и ничем не ограниченное право. Установление личности человека есть вторжение в его частную жизнь и согласно закону может иметь место лишь в строго определенных случаях.

 

Право на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство

Нарушения права на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство встречаются практически на всех стадиях судебного процесса.

Требуют внимания вопросы обеспечения гласности и открытости судопроизводства.

Порядок выплаты государством компенсации за нарушение права на судебную защиту нуждается в правовом регулировании.

 

Право на эффективную государственную защиту

Государственные органы, призванные защищать права граждан, нередко сами их нарушают. Используя дискретность своих полномочий, должностные лица искусно подменяют процедуры проверки по обращениям граждан, принимая в итоге «законные» решения об отказах, когда защита прав заявителя даже не начиналась. Также используется механизм бесконечных отмен ранее вынесенных решений с их последующим повторным принятием. Проверка по любому обращению граждан должна носить комплексный характер.

Остро стоит проблема эффективности государственной защиты граждан от незаконных посягательств на их жизнь и здоровье со стороны сотрудников правоохранительных органов. Действующее уголовно-процессуальное законодательство распространяет презумпцию невиновности на сотрудников милиции. Вследствие этого на жертвы их произвола зачастую ложится обязанность доказывать наличие в действиях сотрудников правоохранительных органов состава преступления. Следует расширить перечень решений и действий государственных органов и должностных лиц, которые подлежат обжалованию в рамках гражданского процесса.

 

Совершенствование законодательства о правах и свободах человека и гражданина

В 2009 году Уполномоченный направил субъектам права законодательной инициативы 42 предложения о совершенствовании законодательства, 15 правовых заключений на проекты федеральных законов на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, 7 заключений на обращения судей Конституционного Суда по вопросам конституционности положений отдельных федеральных законов.

 

Защита прав граждан России за рубежом

В 2009 году в поле зрения Уполномоченного все чаще оказывались конфликты между гражданами России, состоявшими ранее в браке с гражданами других государств; вопросы соблюдения прав российских моряков торгового флота; проблемы обеспечения прав граждан России, постоянно проживающих в Туркмении.

 

Вопросы взаимодействия с Европейским Судом по правам человека

По данным МИД России, до 40 % поступающих в Европейский Суд «российских жалоб» подаются в связи с неисполнением решений российских судов. Весьма актуальным представляется доведение до сведения всех российских судов информации о важнейших решениях Европейского Суда по делам, не касающимся жалоб из России.

Итоги деятельности Уполномоченного в отчетном году неопровержимо свидетельствуют о том, что в деле обеспечения прав и свобод человека у России как государства и как общества имеются огромные резервы для самосовершенствования. Ключей же к этому два: эффективная обратная связь между обществом и государством, а также строгое, беспристрастное и невыборочное исполнение всех процедур, предусмотренных действующим законодательством.

Едва ли не с любыми законами можно жить, если они применяются ко всем членам общества одинаково. При соблюдении этого условия излишне строгие или откровенно абсурдные законы долго не протянут. Они будут или отменены, или откорректированы. Напротив, при несоблюдении того же условия даже самый хороший закон превращается в инструмент произвола и нарушения прав человека.

Полный текст Доклада опубликован в «Российской газете» и на официальном сайте Уполномоченного.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.