Не умеем пока…

15.07.2010

Не умеем пока...Александр Бенуа как-то написал Валентину Серову: «Хорошо вам реалистам – выглянул в окно, вот и сюжет. А кому нужны мои сочинённые Версали?» Серов, конечно, брал свои сюжеты «из окна», в Домотканово или в Абрамцево. Но самые высокие свои картины из античной или русской истории он тоже придумывал.

Самое интересное в реалистической живописи – это разбираться в хитросплетениях сюжета или пытаться представить себе характер человека, изображённого на портрете. И любоваться пейзажем. Есть у нас в городе собиратель и ценитель пейзажной живописи. Он не участвует в эстетических спорах, не ругает «абстрагонов». Просто смущённо пожимает плечами и отходит в сторону, если видит «намалёванное» или рваные газеты, на которые так тороваты современные художники.

Странно, но у первооткрывателя нашего внутреннего мира Зигмунда Фрейда в кабинете висел вполне реалистический пейзажик, и он тоже пожимал плечами, видя новейшие достижения европейской живописи. Не знаю как Фрейд, но наш-то собиратель часами может говорить о тонкостях плановых построений, о том или ином подходе к натуре. К чему я это всё? К тому, что, к примеру, у великого Серова половина портретов откровенно плохи. А мы сможем отличить? Похоже, да и ладно.

Кстати, когда один таксист упрекнул Пикассо в непохожести людей на его портретах, то художник спросил: «А как надо?». Таксист достал фотографию жены. «Неужели она такая маленькая и плоская!» – удивился Пикассо. Так что в похожести красок и плоского холста на какой-нибудь водопад можно сомневаться и сомневаться.

Но я о другом. Возможности реалистической живописи, во-первых, неисчерпаемы, поскольку она следует за бесконечной изменчивостью жизни, а во-вторых, нами же не поняты, не осознанны. Мы не можем пока отличить ползучий натурализм или красочную хлёсткость от настоящей глубины и подлинности. Мы не любим абстрактную картину, но и не понимаем до конца, из каких сложностей состоит картина реалистическая. Теряемся и там, и там. Что же делать? Как сказал учитель танцев в одном известном фильме: «Танцевать!». В нашем случае: «Смотреть!». Чтобы увидеть, где «чемоданисто» (термин известного педагога Чистякова), а где нет. Под какими бы реалистическими флагами ни выступал художник.

Выставка «На русской земле» объединяет работы академика Юрия Кугача, его жены Ольги Светличной, сына Михаила, внука Ивана и ещё двух художников – Бориса Петренко и Владимира Филиппова. Глава рода Кугачей прославился в своё время картиной «В субботу». Многие помнят этот шедевр. Женщины вернулись из бани, одна расчёсывает волосы, другая ставит самовар. Маленькая девочка взахлёб пьёт из кружки. Самое интересное, что эта девочка живёт сейчас в нашем городе. Это известная художница Ольга Щербакова. Дача её отца на академической даче под Вышним Волочком была рядом с дачей Кугачей. Вот и попала «в кадр».

На выставке представлена классика реалистической школы. Иногда, когда говорят «школа», имеют в виду, что до института дело не дошло. Но здесь другой случай. Пейзаж, портрет, роскошный натюрморт. Реализм? Безусловно. Не будем усложнять: реализм как метод, реализм как стиль. Вспомним, что Левитан совсем не то, что Васнецов, а Врубель не Шишкин. Но всё это русская реалистическая школа. Хотя появление друг друга на художественной сцене они рассматривали как катастрофу, как ниспровержение основ. Но все они, каждый по-своему, расширяли безбрежное пространство реалистической живописи.

Теперь мы называем другие имена русского реализма. Республика живописи принимает всех. Лишь бы честно. И та, и другая художественная система (в науке их называют миметическая и немиметическая, а проще говоря «похоже не похоже») не терпит только равнодушия, поиска конъюнктуры, отсутствия таланта, лжи. Не терпит. Наказывает равнодушием квалифицированного зрителя. Вот только бы научиться различать…

Выставка работает до 1 августа в Большом зале Городского выставочного центра (Б.Московская, 37/9, Центр «Диалог») с 11.00 до 19.00, кроме понедельника и вторника.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.