И снова струны запоют

30.06.2020

В Центре музыкальных древностей В. И. Поветкина планируют выставку инструментов из коллекции ученого

Отсутствие рук, творящих мелодию, безусловно, сказывается на музыкальных инструментах – нужно поддерживать «тонус» струн, мешков да язычков. Но в Центре музыкальных древностей В. И. Поветкина надеются: недалек час, когда в его зале снова зазвучат и старинные наигрыши, и увлекательные рассказы о музыкальных находках. А пока страна неспешно снимает коронавирусные ограничения, здесь занимаются исследованиями и ведут работу в Сети. К тому же в сентябре ожидают и фестиваль музыкальных древностей «Словиша».

Щипковый космополит

– Самоизоляция позволила нам усилить внутреннюю работу. Архивы и фонды требуется поддерживать в порядке. Да и некоторые инструменты нуждаются в ремонте. Так что в отсутствии посетителей есть даже некий плюс, – рассказывает директор Центра Наталья Попова.
Специалист по музыкальной археологии Антон Каменский в свою очередь отмечает, что за время ограничений удалось завершить некоторые проекты и статьи. Владимир Иванович оставил огромное наследие, накопив много информации, и материалы требуют тщательного анализа. Так, одна из последних публикаций посвящена топографии находок. Зачастую, подчеркивает исследователь, музыкальные открытия помогают современным историкам и археологам понять, кем были, как жили и что делали на нашей земле люди
Средневековья.
– В свете последних находок есть подозрения, что некоторые инструменты могли прийти в Новгород из Западной Европы. Мы знаем, к примеру, что гусли-псалтирь в нашей культуре формировались в изрядной мере под западноевропейским влиянием. Исстари их также знали финны, карелы и жители нынешней Прибалтики. Гусли – не тот инструмент, у которого ярко выражены национальные признаки. Как, пожалуй, и гитара, которую принято считать традиционной для Испании, – поясняет Антон Каменский.

Привет из Античности

В этом и идея планируемой на посткарантинное будущее выставки из коллекции В. И. Поветкина: родословная каждого из ныне известных и описанных историками инструментов сложна. А представление о национальных инструментах на деле – всего лишь условность.
Тем не менее новгородцам и гостям города планируют продемонстрировать инструменты, ассоциирующиеся с самыми разными уголками нашего
континента.
– По географическим меркам представленная коллекция крайне разнообразна, если не сказать «безумна», – шутит специа­лист. – Хотим показать экспонаты от Казахстана до Северной Европы.
Кеманча, лира, тар, санквылтап – у каждого инструмента свой исторический путь, полный метаморфоз. И послушать на выставке можно будет не только об эволюции древних струнных и духовых – не менее занимательны также мифы, коими окутана история представленных инструментов. К примеру, в древних легендах народов Азии музыкальная культура неразрывно связана с конем, который превращался в те или иные инструменты. Недаром смычки и струны делали из конского волоса, а отдельные детали выполняли в виде головы скакуна.
– Как бы ни разнились легенды, основные конструктивные идеи большинства представленных инструментов, по сути, берут начало в Древнем Египте и Античной Греции. А уже путешествия их по народам и культурам подарило им новые виды и особенности, – отмечает Наталья Попова.

Имя на гуслях

Пока работа параллельно идет и в соцсетях. Подписчиков радуют хоть и не частым, но всегда познавательным контентом, выдержанным, как и мероприятия Центра, в научно-популярном духе. Однако и более непринужденный формат стримов или онлайн-трансляций хранители музыкальных древностей тоже успешно применяют.
Первый опыт вылился в виртуальную экскурсию, второй стрим провели совместно с народной мануфактурой «Мир гуслей». Обе записи доступны в группе Центра в соцсети «ВКонтакте». Сегодня сотрудники подумывают над третьим эфиром, в котором можно было бы рассказать о готовящейся выставке и планах в целом. А одним из ярчайших событий этого года для Центра, как ожидают, все же станет фестиваль музыкальных древностей «Словиша».

Как сообщил координатор фестиваля, председатель комитета культуры и молодежной политики администрации Великого Новгорода Константин Хиврич, в этом году из-за пандемии мероприятие было решено перенести с августа на 19–20 сентября. Фестиваль станет частью программы празднования Дня города и Х Русских Ганзейских дней.
– Сейчас мы ведем переговоры с возможными участниками. Скорее всего, иностранцы принять участие не смогут, но надежда остается. Поэтому акцент сделаем на расширение представительства российских городов, а также на участников из Беларуси. Фестиваль «Словиша» – событие, имеющее несколько измерений.
С одной стороны, это масштабный праздник в центре города, интересный туристам и новгородцам, с другой – площадка для общения ученых, этномузыкологов и музыкантов, использующих традиционные инструменты в своем творчестве, из разных городов России и зарубежья. Имидж города – это впечатления отдельных людей. И я бы сказал, что отзыв о фестивале и о Великом Новгороде, например, видного ученого из Норвегии, нам не менее важен, чем количество туристов, посетивших мероприятия, – добавил координатор проекта.
Нам же, как и сотрудникам Центра Поветкина, стоит надеяться, что уже четвертый по счету фестиваль откроет в сентябре для нас новую страницу древнего мира музыки.

Ксения ПУГАЧ
Анна ЩЕЛКАНОВА /фото/




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.