В годы империи: за веру, царя и Отечество

22.07.2010

После успешного завершения Северной войны, присоединения к России прибалтийских земель, основания и развития Петербурга Новгород утратил значение порубежного форпоста на северо-западе Российского государства. 11 мая 1720 года именным указом велено было «Новгородскую крепость оставить и гарнизону там не быть». На долгие годы наш город оказался в мирном тылу Российской империи, учреждённой Петром Великим в 1721 году. Тем не менее, последующий период до Октябрьской революции 1917 г. отмечен как послужными списками выдающихся военачальников, уроженцев Новгородской земли, так и участием новгородцев в крупнейших войнах XVIII – начала XX столетий, включая русско-японскую и Первую мировую.

Суворов и Новгородская земля

В годы империи: за веру, царя и ОтечествоЕщё в XIX веке внук генералиссимуса, Александр Аркадьевич Суворов, обнаружил документы, свидетельствующие о рождении деда в усадьбе Каменка, находящейся на территории Любытинского района. Ещё одно суворовское место на Новгородчине – село Кончанское неподалёку от Боровичей. Имение в этом селе перешло А.В. Суворову по наследству.  В основном с Кончанским связаны три последних года жизни полководца.
С восшествием в 1796 г. на престол императора Павла I началось переустройство русской армии на прусский лад. Суворов, создавший собственную военную систему и не раз успешно применивший её в сражениях, не мог смириться с этим. Вскоре он попал в опалу и был отправлен в ссылку в Кончанское.
В 1798 г. Россия вступила в антифранцузскую коалицию вместе с Англией, Австрией, Османской империей и Неаполем. По просьбе союзников на пост главнокомандующего армии Павел I назначил Суворова. Полководец был восстановлен на русской службе в чине генерал-фельдмаршала.
7 февраля 1799 года Суворов, попрощавшись с крестьянами, покинул Кончанское. Через месяц он был уже в Вене, где принял командование над союзной армией. За четыре с половиной месяца русские войска под командованием Александра Васильевича одержали победы на реках Адде и Треббии, у города Нови и очистили от французов всю Северную Италию.
В сентябре 1799 года начался Швейцарский поход Суворова. В тяжелейших погодных условиях русская армия перешла через Альпы, показав беспримерные образцы храбрости, упорства и выносливости. Однако разногласия с главными союзниками – австрийцами – помешали Суворову развить успех. 10 октября 1799 года Россия расторгла военный договор с Австрией, и русская армия была отозвана на родину.
Победами в Италии и Швейцарии Суворов окончательно стяжал славу великого полководца. Его заслуги были признаны даже питавшим к нему неприязнь Павлом I: император пожаловал ему чин генералиссимуса.
Первый памятник Суворову на Новгородской земле должен был появиться в Боровичах ещё накануне Первой мировой войны. Сбор средств на его сооружение начался в 1899 году, а с 1908 года приобрёл всероссийский масштаб. Однако начавшаяся мировая война помешала реализации замысла.

От Новгорода до Данцига

В годы империи: за веру, царя и ОтечествоВторжение армии Наполеона поставило под угрозу существование Российского государства. 6 июля 1812 года император Александр I издал манифест о формировании ополчения. 14 июля новгородское губернское дворянское собрание решило собрать в губернии 10 тысяч ратников –  4 бригады по 3 дружины в каждой. Здесь были крестьяне, мещане, семинаристы, пономари, дьячки. Офицеры – дворяне. Не менее важны и материальные пожертвования жителей губернии, ведь ратников нужно было одеть, снабдить припасами на время похода. На эти цели удалось собрать почти 212 тысяч рублей.
Боевым крещением для новгородцев стал бой при Смолянах 2 ноября, в котором 4-я и 6-я дружины проявили храбрость, но понесли тяжёлые потери: убито и ранено было 17 офицеров и более 300 ратников. Ещё через несколько дней дружины принимали участие в попытке помешать остаткам наполеоновской армии переправиться через р. Березину, вновь потеряв в боях у Старого Борисова, Веселова и Студенки многих своих товарищей.
В 1813 году, в ходе Заграничного похода русской армии, новгородцы приняли деятельное участие в блокаде Данцига (современный Гданьск), который был важной базой наполеоновских войск на балтийском побережье. Осада длилась с апреля до середины декабря 1813 года и сопровождалась ожесточёнными боями. Особенно отличились новгородцы в бою 17 августа у мызы Пицкендорф, отражая вылазку французского гарнизона.
Осознав бесполезность дальнейшего сопротивления, французское командование 17 декабря 1813 года сдало город. Оружие сдавшегося гарнизона принимали новгородские ратники, а ключи от крепости в ставку русской армии отвёз возглавлявший в то время Новгородское ополчение генерал-майор А.А. Жеребцов.
Только убитыми и умершими от болезней Новгородское ополчение потеряло более 2 тысяч человек. Память павших новгородцы почтили сооружением в 1840 г. монумента в центре кремля, автором которого был А.П. Брюллов. Монумент представлял собой четырёхгранный обелиск из чугуна, увенчанный двуглавым орлом с лавровым венком. В 1862 году, при сооружении памятника «Тысячелетие России», монумент ополченцам был перенесён на новое место – на Софийскую площадь. Там он простоял вплоть до сноса в конце 1920-х годов.

За славянское братство

Мирная жизнь новгородских гарнизонов была нарушена началом русско-турецкой войны в 1877 году. Желая помочь балканским народам избавиться от турецкого владычества, а заодно и укрепить свои позиции в регионе, Россия объявила войну Османской империи.
В войне за свободу Болгарии активнейшее участие принял лейб-гвардии Драгунский полк, квартировавший с 1815 г. в Кречевицах. В середине сентября 1877 г. лейб-драгуны располагались уже под Плевной, а в октябре им пришлось принять участие в бою. 28 октября 1877 г. они вместе с гвардейскими конно-гренадерами и уланами его величества штурмовали Врацу, при этом 3-й эскадрон действовал штыками в спешенном строю.
Наиболее памятным в истории лейб-гвардии Драгунского полка остался бой под Новачином 10 ноября 1877 года. Центральным эпизодом этого боя стала защита лейб-драгунами орудия 2-й гвардейской конной батареи. Орудие и его немногочисленные защитники были окружены черкесами. В схватке, до конца выполнив свой долг, пали прапорщики Данилевский, Велинский, Назимов и несколько драгун.
Одним из лихих дел гвардейских драгун в эту войну было взятие Филиппополя 4 января 1878 года. Город был занят сводным эскадроном полка в составе 63 человек под командой капитана Бураго. Турки, не подозревая о малочисленности русского отряда, спешно отступили, бросив всю почту, телеграфный аппарат и два орудия. За это дело капитан А.П. Бураго получил орден св. Георгия 4-й степени.
6 января 1878 года гвардейские драгуны последний раз сразились с турками у д. Семизджи. 19 марта, в день полкового праздника, была получена телеграмма от императора, который поздравлял полк с праздником и жаловал ему одну из наиболее почётных коллективных наград – Георгиевский штандарт. 3 октября, уже в Севастополе, император прикрепил к штандарту Георгиевский крест, сняв его с груди своего сына, великого князя Сергея Александровича.

Последние войны императорской России

В годы империи: за веру, царя и ОтечествоРусско-японская война, начавшаяся в 1904 году и окончившаяся поражением России, зачастую воспринимается как позорный эпизод военной истории. Однако и на этой войне нашлось место мужеству русского солдата и офицера. Многим из новгородских частей пришлось сразиться с японской армией.
В конце лета 1904 года по всей губернии проходили торжественные проводы войск на Дальний Восток. Новгород и Старую Руссу по этому поводу посетил император Николай II. В Новгороде монарх принимал парад Выборгского и Нейшлотского полков, в Старой Руссе – Вильманстрандского. Кроме них в Маньчжурию отправились 88-й пехотный Петровский полк из  Грузино, 4-й мортирный артиллерийский полк из Муравьёвских казарм, 1-й сапёрный батальон из Боровичей и 1-й понтонный батальон из Новгорода. 37-я артиллерийская бригада, занимавшая с 1875 года Селищенские казармы, выделила в 1904 году две батареи, вошедшие в состав 7-го Восточно-Сибирского стрелкового артиллерийского дивизиона.
Одним из первых на театр боевых действий прибыл 85-й пехотный Выборгский полк. Своими подвигами выборгцы заслужили одну из высших коллективных наград русской армии – Георгиевское знамя. Уже 20 августа в ходе Ляоянского сражения полк выбил японцев с Сыквантунских высот, прикрывая под сильнейшим огнём неприятеля отход русских войск. Отличились выборгцы и 30 сентября, выручив в критический момент 4-й Сибирский армейский корпус. Во время Мукденского сражения в феврале 1905 года Выборгский полк неоднократно отражал атаки превосходивших сил японцев, переходя в контратаки. 21 февраля три роты полка были посланы для занятия Тунлинского перевала и отлично выполнили задачу.
В ходе этих боёв некоторые роты Выборгского полка потеряли убитыми и ранеными до 3/4 солдат и всех офицеров. Память погибших однополчан выборгцы намеревались почтить уже после войны сооружением памятника в Новгороде, на Софийской площади. Закладка монумента была намечена на лето 1913 года, военное ведомство выделило на его отливку 600 пудов латунных гильз.
Не уступали в храбрости и другие полки 22-й пехотной дивизии. Наиболее ярко их мужество проявилось в бою 3-4 октября 1904 года за «сопку с деревом», на заключительном этапе сражения на р. Шахэ. Занимавшая сопку японская пехотная бригада отчаянно защищалась.
Неприятельская бригада была почти полностью уничтожена, но и нашим полкам победа досталась дорогой ценой: общие потери составили около 3 тысяч человек. Каждая рота, участвовавшая в бою, получила по 6 знаков отличия Военного ордена (позднее эта награда была переименована в Георгиевский крест). А «сопка с деревом» в честь полков 22-й пехотной дивизии была переименована в «Новгородскую».
Начавшуюся в 1914 году войну называли по-разному: во Франции и Англии – Великой, в Советской России – Империалистической, а затем Первой мировой. До падения самодержавия её называли Второй Отечественной.
В июле 1914 года на фронт отправились полки 22-й пехотной дивизии. На основе выделенных ими кадров была сформирована ещё одна пехотная дивизия –
67-я, в составе 265-го пехотного Вышневолоцкого, 266-го пехотного Пореченского, 267-го Духовщинского и 268-го пехотного Пошехонского полков.
22-я артиллерийская бригада выделила кадры для формирования 67-й артиллерийской бригады. Отправились на войну также
37-я артиллерийская бригада из Селищ, 1-й сапёрный батальон из Боровичей.
Нашим частям довелось участвовать в крупнейших сражениях, таких, как Восточно-Прусская и Лодзинская операции 1914 года, бои на реке Стоход и в знаменитом Брусиловском прорыве в 1916 году. Потери дивизии были огромны. Так, во время Нарочьской операции в марте 1916 года она потеряла 8900 человек, то есть около половины состава.
В составе 85-го пехотного Выборгского полка служил уроженец Новгородской губернии Леонид Евгеньевич Вамелкин. В 1915 году он получил Георгиевское оружие «за то, что, командуя 12-ю разведчиками, 18 февраля 1915 года в районе Витыне-Сестржанка захватил с боя в плен 18 германцев». В следующем году Вамелкин получил ещё одну боевую награду – орден св. Георгия 4-й степени. В конце войны он служил уже в авиации и, по некоторым сведениям, погиб в авиакатастрофе. 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.