Связь миров Евгения Сущени
В Музее изобразительных искусств открылась выставка члена Союза художников России, новгородца Евгения Сущени. Называется она «Край, где я живу» и посвящена 70-летию автора.
Человек, случайно проскочивший вывеску, мог бы подумать, что попал на выставку работ сразу нескольких художников – настолько Евгений Сущеня как живописец бывает не похож сам на себя. На входе серия пейзажей: неохватный простор полей, перспектива – аж за горизонт, куда-то в космос… Цветовая гамма наша, родная, слегка блеклая. Тут же, по соседству, полотна с элементами сюрреализма – фантастические ракушки, гибкость пространства. Переходишь в следующий зал – и застываешь перед Божественным ликом. А слегка повернув голову, встречаешься взглядом с молодой девушкой, задумчиво глядящей с портрета, к которому, кажется, приложил руку мастер эпохи Возрождения. Такая «связь миров», несомненно, интригует.
– Откуда разнообразие стилей, манер, тем? – спросила я у художника.
– Мне действительно интересно все, – признается Евгений Васильевич. – И в то же время я считаю, что каждая тема требует особого подхода, способов выражения. Ни в коем случае нельзя подходить к этому поверхностно! Исторический ли сюжет или современный, все должно соответствовать духу времени – по цвету, свету, содержанию.
– В некоторых ваших работах чувствуется дух Перуджини, в других – мотивы Дали…
– Еще во времена учебы в училище имени Мухиной я мало интересовался всякими марксизмами, ленинизмами и другими «-измами», проводя много времени в Эрмитаже, Русском музее, – меня очень интересовала манера письма великих мастеров эпохи Возрождения. Внимательно изучал и творчество хороших художников современности, в том числе и Дали. Отбросив философию, я восхищаюсь его высоким профессионализмом, мне интересны его цветовые и световые решения. Возможно, некоторые работы носят незримый отпечаток его творчества. Но, конечно же, я не ставил задачи «написать, как Дали».
Уроженец Минской области, Евгений Сущеня более 40 лет живет в Новгороде. Город вдохновил его на множество полотен. Это новгородские храмы, но не полуразрушенные и ушедшие в землю, а такие, какими их создавали зодчие – легкие, светлые, стремящиеся ввысь. Это персонажи новгородской истории и картины старины, взятые не как сюжет, а как обобщенный образ, глубокая философская мысль.
– Что для вас Новгород? – не удержалась я от вопроса.
– Это целый пласт времени и пространства, который постоянно подпитывает меня новыми идеями. Бывает, гуляю по городу, зацеплюсь взглядом за какую-то деталь, и вдруг в голове начинает выстраиваться сюжет. Я тут же устремляюсь в мастерскую – прикинуть, как это ляжет в материале.
– А бывает, что сюжет «не идет» – выходит не так, как задумывалось, и картина остается незавершенной?
– Нет, не бывает! Что-то получается быстрее, что-то идет сложнее, но все мои полотна рано или поздно приходят к своему зрителю.
– «Фирменный» знак ваших работ – преобладание красных оттенков. Мрачно-багровый, ярко алый, светящийся оранжевый…
– Это так, но я и сам не знаю, почему тяготею к ним. Это идет изнутри. Наверное, я так чувствую.
Мы расстались на пороге Музея изобразительных искусств. Отойдя немного, я оглянулась и увидела, как Евгений Васильевич неспешно идет в сторону кремля. Возможно, во время этой прогулки Новгород снова навеял ему интересный сюжет…