Связь миров Евгения Сущени

12.08.2010

Связь миров Евгения СущениВ Музее изобразительных искусств открылась выставка члена Союза художников России, новгородца Евгения Сущени. Называется она «Край, где я живу» и посвящена 70-летию автора.

Человек, случайно проскочивший вывеску, мог бы подумать, что попал на выставку работ сразу нескольких художников – настолько Евгений Сущеня как живописец бывает не похож сам на себя. На входе серия пейзажей: неохватный простор полей, перспектива – аж за горизонт, куда-то в космос… Цветовая гамма наша, родная, слегка блеклая. Тут же, по соседству, полотна с элементами сюрреализма – фантастические ракушки, гибкость пространства. Переходишь в следующий зал – и застываешь перед Божественным ликом. А слегка повернув голову, встречаешься взглядом с молодой девушкой, задумчиво глядящей с портрета, к которому, кажется, приложил руку мастер эпохи Возрождения. Такая «связь миров», несомненно, интригует.

– Откуда разнообразие стилей, манер, тем? – спросила я у художника.

– Мне действительно интересно все, – признается Евгений Васильевич. – И в то же время я считаю, что каждая тема требует особого подхода, способов выражения. Ни в коем случае нельзя подходить к этому поверхностно! Исторический ли сюжет или современный, все должно соответствовать духу времени – по цвету, свету, содержанию.

– В некоторых ваших работах чувствуется дух Перуджини, в других – мотивы Дали…

– Еще во времена учебы в училище имени Мухиной я мало интересовался всякими марксизмами, ленинизмами и другими «-измами», проводя много времени в Эрмитаже, Русском музее, – меня очень интересовала манера письма великих мастеров эпохи Возрождения. Внимательно изучал и творчество хороших художников современности, в том числе и Дали. Отбросив философию, я восхищаюсь его высоким профессионализмом, мне интересны его цветовые и световые решения. Возможно, некоторые работы носят незримый отпечаток его творчества. Но, конечно же, я не ставил задачи «написать, как Дали».

Уроженец Минской области, Евгений Сущеня более 40 лет живет в Новгороде. Город вдохновил его на множество полотен. Это новгородские храмы, но не полуразрушенные и ушедшие в землю, а такие, какими их создавали зодчие – легкие, светлые, стремящиеся ввысь. Это персонажи новгородской истории и картины старины, взятые не как сюжет, а как обобщенный образ, глубокая философская мысль.

– Что для вас Новгород? – не удержалась я от вопроса.

– Это целый пласт времени и пространства, который постоянно подпитывает меня новыми идеями.  Бывает, гуляю по городу, зацеплюсь взглядом за какую-то деталь, и вдруг в голове начинает выстраиваться сюжет. Я тут же устремляюсь в мастерскую – прикинуть, как это ляжет в материале.

– А бывает, что сюжет «не идет» – выходит не так, как задумывалось, и картина остается незавершенной?

– Нет, не бывает! Что-то получается быстрее, что-то идет сложнее, но все мои полотна рано или поздно приходят к своему зрителю.

– «Фирменный» знак ваших работ – преобладание красных оттенков. Мрачно-багровый, ярко алый, светящийся оранжевый…

– Это так, но я и сам не знаю, почему тяготею к ним. Это идет изнутри. Наверное, я так чувствую.

Мы расстались на пороге Музея изобразительных искусств. Отойдя немного, я оглянулась и увидела, как Евгений Васильевич неспешно идет в сторону кремля. Возможно, во время этой прогулки Новгород снова навеял ему интересный сюжет…




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.