Детская доля. Жилищная

02.09.2010

Детская доля. ЖилищнаяГотовясь совершить сделку с жильем, многие родители задаются вопросом: в каких случаях им необходимо обращаться за разрешением в органы опеки и попечительства, а в каких нет.

«Непонятки» породила история, произошедшая в Архангельской области и транслированная по телеканалам. Ребенок не имел доли в квартире, был лишь зарегистрирован, родители жилье продали, в итоге — он остался без жилья.

Дело было рассмотрено в городском и областном судах, но ребенок ничего не выиграл. И тогда он обратился в Конституционный суд за разъяснением: насколько конституционен закон, позволяющий родителям продать жилье, не соблюдая жилищных прав ребенка?

– Многих постановление Конституционного суда запутало. Нам стали звонить, приходить и спрашивать, надо ли теперь получать согласие на сделки с недвижимостью в органах опеки, или нет – говорит заместитель председателя комитета по опеке и попечительству Администрации Великого Новгорода Татьяна Корчева.

 

Соблюдая права одних…

В декабре 2004 года в пункт 4 статьи 292 ГК РФ была внесена поправка, которая позволяет родным родителям совершать сделки с жильем, где их дети не имеют права собственности, а лишь проживают и имеют регистрацию, без согласования с органами опеки и попечительства.

Принимая такие поправки, законодатель исходил из «презумпции добросовестности родителей», при этом отказывая в презумпции добросовестности лицам, замещающим родителей (опекунам, попечителям, приемным родителям), что, наверно, несправедливо по отношению к ним.

– Органы опеки иногда не могут защитить детей от произвола недобросовестных родителей, если на момент сделки у нас нет на них никаких сведений (никто не жаловался, а они потихоньку спивались, беднели). Потом такие родители, продав жилье, уезжают в какую-нибудь Тмутаракань, а что дети обижены, выясняется, когда они уже чуть ли не погибают от голода, – приводит примеры из практики Татьяна Корчева.

Статистика не позволяет опираться на «презумпцию добросовестности родителей»: ежегодно в государственные интернатные учреждения России поступает более 100 тысяч детей, многие из которых «социальные сироты» при живых родителях. Жизнь показывает, что попранные права детей теперь можно защитить лишь в судебном порядке, тем не менее полагаться только на суды нельзя, ведь в отношении далеко не каждого обиженного родителями ребенка будет возбуждено дело в его защиту.

Конституционный суд попытался объяснить, что если впоследствии выяснится, что на момент сделки семью можно было признать неблагополучной, а детей — оставшимися без попечения родителей, то в судебном порядке необходимо рассматривать дела в пользу детей, чьи права нарушены.

«Это — полумера», – уверены специалисты комитета по опеке и попечительству. Сможет ли ребенок, лишенный родителями жилья (все продали и пропили), доказать в суде, что семья на момент продажи квартиры была неблагополучной? А опека не всегда успевает спасти ребенка от потери жилья по одной простой причине: органам не всегда известно о таких семьях.

«Презумпция добросовестности» пап и мам

В нашей стране, считает Татьяна Корчева, выход из ситуации может быть только один — отмена поправок в п.4 статьи 292 ГК РФ и возвращение к старой редакции закона, существовавшей до 2004 года. «Сначала надо общество облагородить, сделать достойной жизнь людей, обеспечить нормальную зарплату — а уж потом говорить о презумпции добросовестности родителей», – добавляет она.

Конечно, обидно за добросовестных родителей, говорит Корчева, вынужденных приходить за разрешением на продажу квартиры в органы опеки, но пока есть случаи, когда родители при продаже квартир минимизируют доли детей, а то и вовсе их отбирают, — право ребенка на жилье, который лишь зарегистрирован в квартире, остается незащищенным.

 

Под защитой государства  

– На 1 сентября на учете в городском комитете по опеке и попечительству числится 102 ребенка, оставшихся без попечения родителей и не имеющих закрепленного жилья. Это дети от нуля до 23 лет, – говорит председатель комитета Елена Селина. – Есть среди них взрослые ребята, которые в данный момент служат в армии, либо находятся в местах лишения свободы, либо признаны недееспособными и живут в социальных госучреждениях. И те, кто приобрел право на получение жилья (кому уже исполнилось 18 лет), таких — 38 человек.

Остро нуждаются в жилье 20 ребят, и у нас сейчас есть 20 помещений, десять из которых приобретены в этом году по результатам трех конкурсов. Это однокомнатные квартиры от 28 до 33 кв. м, стоимость одного квадратного метра в которых не превышает 36 тыс. рублей. Квартиры планируются для расселения сирот, имеющих уже свои семьи, детей.

Десять комнат остались для ребят, которые на сегодняшний день семьи не имеют. Это комнаты от 18 до 36 кв. м. в домах секционного и коридорного типа.

В последнее время на учет городского органа опеки встало много ребят, достигших 18-летия, не проживавших ранее в Великом Новгороде, но так или иначе осевших здесь: учились, обзавелись семьями, нашли работу. В апреле 2010 года вышло областное постановление, изменившее условия постановки сирот на учет в органах опеки и попечительства: теперь право стоять на учете получили сироты, не являющиеся уроженцами Великого Новгорода.

Елена Селина не скрывает радости, что ситуация с обеспечением этих ребят жильем складывается благополучная. До конца года планируется провести еще как минимум два конкурса, чтобы купить шесть однокомнатных квартир.

Конкурсы пока проходят успешно, отметила Елена Селина, жилье люди продают хорошего качества, оно практически не требует даже косметического ремонта. А значит, впереди у сирот — новоселья.

 

Требуется разрешение органов опеки на совершение сделок с жильем, если несовершеннолетний ребенок:
—      является владельцем (совладельцем) продаваемого жилого помещения;
—     проживает и зарегистрирован в продаваемом жилом помещении и находится под опекой или попечительством (в том числе под надзором в госучреждении);
—     проживает и зарегистрирован в продаваемом жилом помещении и относится к категории детей, оставшихся без родительского попечения (о чем известно органу опеки и попечительства)




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.