Цена тревоги нашей

09.09.2010

Ажиотаж вокруг гречки, похоже, прошел, вызвав лишь небольшой всплеск эмоций на потребительском рынке. Остались взлетевшие цены на крупу, муку, хлеб. Кто и что влияет на ценообразование, каковы рычаги воздействия на ситуацию у федеральной антимонопольной службы? Об этом мы говорили с руководителем территориального управления ФАС Ольгой Виниченко.

– Ситуация с ценами, действительно, беспокоит, – отмечает Ольга Виниченко. – И не столько потому, что они растут, а потому, что основания для такого роста отсутствуют.

То, что мы едим сейчас – крупа, мука, – это все урожай прошлого года, поскольку зерно нынешнего года только собрано и в торговлю еще не поступило. Значит, рост цен происходит лишь в ожидании того, что цены нового урожая будут выше, потому что урожай меньше.

Мониторинг цен на продукты социально значимой группы товаров Федеральная антимонопольная служба ведет по поручению первого вице-премьера правительства Виктора Зубкова.

До 8-9 августа цены на социально значимые товары продовольственной группы в области практически не росли, отмечают в управлении. За три последующих недели августа цена на муку выросла на 16%.

 

Договор дороже

В нашей области, по словам Ольги Виниченко, ситуация сложнее, чем, например, в южных регионах, потому как Новгородская область не производит зерна (кроме фуражного, и то в недостаточном количестве). Нет и мукомольных предприятий, потому вся мука завозная.

Меры антимонопольного реагирования применимы в двух случаях. Первый – когда кто-то из хозяйствующих субъектов, занимающий доминирующее положение на рынке, устанавливает монопольно высокие цены. Второй – когда прослеживается ценовой сговор.

На продовольственном рынке области конкуренция высокая, и монополистов немного. Что касается хлеба, то в реестре хозяйствующих субъектов с долей на рынке свыше 30%, говорит Ольга Виниченко, только ОАО «Новгородхлеб», по Великому Новгороду и Новгородскому району, и то лишь по одному виду продукции – хлеб ржано-пшеничный из обдирной муки. Сейчас специалисты управления ФАС ведут проверку предприятия.

Ценовой сговор в розницу на хлеб, считает руководитель управления, маловероятен – слишком много мелких производителей. Только местных хлебопеков у нас более 50, кроме того, хлеб везут из Твери, Санкт-Петербурга и других городов. На муку, крупу ценовой сговор теоретически возможен – «поскольку ее закупают из-за пределов Новгородской области, крупных оптовиков не так много, и, по идее, если предприятия будут брать у одних и тех же оптовиков, в принципе можно договориться». За исключением федеральных торговых сетей – во-первых, они, как правило, работают с производителями, а не оптовыми базами, во-вторых, ценовая политика федеральных сетей формируется головной компанией.

Если вдруг в одном населенном пункте в одно и то же время в разных торговых предприятиях цена повышается и устанавливается примерно одинаковая – это может свидетельствовать о наличии торгового сговора между продавцами и является поводом для обращения в антимонопольную службу. Доказать сговор сложно, но можно, и у территориального управления есть такая практика.

«С моей точки зрения, если и есть нарушения антимонопольного законодательства, то, скорее всего, на российском рынке, а не на рынке Новгородской области», – говорит Ольга Виниченко.

 

…И прочие неприятности

Разбираясь с гречкой и мукой, власти успели попенять журналистам: мол, СМИ раздувают панику. Увы, в последнее время нас часто назначают ответственными за все – высокие цены, низкие рейтинги, плохие дороги и прочие неприятности.

Неужели всерьез считают, что «засуха» в информации повысит урожай гречихи?




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.