Долги наши давние

16.09.2010

Город до сих пор расплачивается по кредитам, взятым в 1995-96 годах

Долги наши давниеИнформация о том, что долговая нагрузка на городской бюджет составляет 44,7% от доходов и весомая ее часть – долги по кредитам, взятым пятнадцать лет назад на строительство так называемого «Белого города» и закупку автобусов для городских маршрутов («Новгород», №32 от 19 августа – «О самом главном»), вызвала вопросы новгородцев.
По нашей просьбе председатель комитета финансов, заместитель Главы администрации Великого Новгорода Екатерина Красновидова поясняет ситуацию.

– В 1995-96 годах городом были взяты два кредита Международного банка реконструкции и развития (МБРР) на общую сумму более 21 млн. долларов (в рамках соглашения о займе между МБРР и РФ). Первый кредит – на так называемый «Жилищный проект», по которому город получил 5 млн. 978 тыс. 968 долларов США на обустройство инженерной инфраструктуры Псковского микрорайона. Второй кредит в объеме 15 млн. 225 тыс. 506 долларов США –  под проект «Городской транспорт».

Напомню, что в 1995-96 годах курс доллара колебался от 3,8 до 5,5 рубля. Потому взятые кредиты не были уж очень обременительны для городского бюджета.

Кредит на «Жилищный проект» мы должны были погасить в течение 1998-2001 года, кредит на развитие городского транспорта – в 2000-2010 годах.

Ситуация изменилась после дефолта 1998 года. Курс доллара резко вырос, и долговая нагрузка стала для бюджета тяжким бременем.

Хотя и городской бюджет тоже вырос за прошедшие годы более чем в десять раз – если в 1995 году консолидированный бюджет города по расходам составлял 426 млн. рублей, то сейчас – около 4,5 млрд. рублей. Но надо учесть, что в эти пятнадцать лет необходимо было укреплять всю материально-техническую базу города, – говорит Екатерина Красновидова.

В течение десяти лет город и область неоднократно обращались в Минфин с просьбой перевести долговые обязательства в рублевый эквивалент или списать. 28 июля 2008 года было заключено мировое соглашение между Министерством финансов РФ, Администрацией Новгородской области и Администрацией Великого Новгорода о расчете по кредитам, которым определен срок возврата указанных займов — 1 января 2013 года.

Первый взнос в погашение данных кредитов город сделал в 2008 году. «Год был очень благоприятный, мы значительно увеличили налоговую базу и смогли погасить часть долга — 5 млн. 242 тыс. долларов, или более 150 млн. рублей». Во все предшествующие годы выплачивались только небольшие суммы за обслуживание кредита.

В 2009 году ситуация была менее благоприятной, и в конце года, когда пришел срок внесения очередного транша, городу пришлось перекредитовываться. «Взяли бюджетный кредит в Минфине под 2% годовых, и этими средствами погасили».

На 1 сентября 2010 года долги города по кредитам, о которых идет речь, составляют: по кредиту на «Жилищный проект» – 4 млн. 402 тыс. 690 долларов США, по кредиту на проект «Городской транспорт» – 11 млн. 323 тыс. 075 долларов, в общей сумме – 15 млн. 525 тыс. 765 долларов.

– Я всегда со слезами смотрю на эту задолженность, – признается Красновидова. – Мне не нравится, что дефолт сыграл отрицательную роль для муниципалитета, и мы несем такую высокую долговую нагрузку в ситуации, которая произошла в общегосударственном масштабе. Если бы не дефолт, город бы спокойно расплатился.

Красновидова считает, что привлечение заемных средств для решения насущных в то время (да и сейчас тоже) для города задач, наверно, было правильным решением. «Мы, финансисты, – народ осторожный, очень не любим использовать заемные средства, но тогда требовались конкретные решения, и предпринятые шаги были оправданными. Посмотрите, какой замечательный микрорайон вырос в районе улицы Псковской. Заем позволил по сути сохранить систему общественного транспорта в городе за счет обновления и ремонта парка (было закуплено 80 автобусов марки «Мерседес» и несколько троллейбусов, которые до сих пор работают на маршрутах, произведен ремонт 19 машин), обучения персонала».

Согласно Бюджетному кодексу РФ, предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений, а предельный объем расходов на обслуживание долга в очередном финансовом году – 15 процентов объема расходов соответствующего бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

– Норм Бюджетного кодекса мы не нарушаем, но такая долговая нагрузка, конечно, тяжела, – говорит Екатерина Красновидова. – Потому как, когда мы берем банковский кредит для текущих затрат, то, естественно, банки смотрят на условия по расчетам.

31 декабря текущего года город вновь должен будет внести более 160 миллионов рублей в погашение тех давних долгов. «Будем перекредитовываться, скорее всего, – говорит вице-мэр. – У Минфина условия жесткие, они требуют возврата долга, а у города достаточных средств нет».

 

На 1 сентября 2010 года объем долга Великого Новгорода составляет 846,9 млн. рублей, в том числе:
краткосрочные (менее одного года) долговые обязательства – 106,8 млн. руб.,
среднесрочные (от одного года до пяти лет) – 740,1 млн. руб.,
долгосрочные (от пяти до 10 лет ) – нет.
Структура долга:
долг по муниципальным ценным бумагам – нет;
долг по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет, – 740,1 млн. руб;
долг по кредитам, полученным муниципальным образованием, – 106,8 млн.руб.;
обязательства по муниципальным гарантиям – нет;
иные долговые  обязательства – нет.

 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.