Дизайн-код: между бизнесом и разработчиком

11.11.2020

Какими быть киоскам и павильонам областного центра, решит диалог

О важности единой архитектурно-художественной концепции города в публичном пространстве говорилось не единожды. Как, впрочем, и о том, что приведение к единому стилистическому знаменателю наружной рекламы или нестационарных торговых объектов (НТО) сопряжено с известными трудностями для бизнеса. Какая работа сегодня ведется в данном направлении, мы побеседовали с заместителем главы администрации областного центра Ольгой Павловой.

– Главные опасения предпринимателей города связаны с тем, что решения, предложенные проектом, могут губительно сказаться на бизнесе, если вовсе не привести к его закрытию. А потому первые вопросы: как и когда будет внедряться дизайн-код?
– Подобная работа в таком объеме сложна и для бизнеса, и для властей. Понятно, что экономическая ситуация сегодня трудная, особенно учитывая эпидобстановку. Но опасения, что всем придется закрываться, не обоснованы. Внедрение произойдет не завтра, и не 1 января будущего года. Пока все именно на стадии работы с документом. И прежде чем он будет принят, необходимо добиться общего понимания, в каком направлении двигаться. Важно прислушиваться ко всем сторонам процесса. Поэтому мы общаемся с предпринимателями и разработчиками, обсуждаем и анализируем предложения.
– Сама идея дизайн-кода – унификации объектов – у многих встречает неприятие и вызывает множество вопросов…
– Когда мы приступали к этой работе, то много общались с коллегами из Иваново, Калининграда, Краснодара и ряда других городов, изучали их опыт. Стало понятно, что введение дизайн-кода – это эволюционный путь, по которому идут многие города не только в России, но и за рубежом. У Великого Новгорода уникальная архитектура, но из-за вывесок или нестационарных торговых объектов различного типа мы часто не видим прекрасные фасады зданий, памятники истории и культуры. Нужно делать город удобнее и привлекательнее для всех.
Предложенный дизайн-код был разработан ООО «КБ Стрелка», компанией, у которой есть опыт работы в других городах. Но, подчеркну, этот проект – лишь основа, с которой мы работаем. Она состоит из четырех направлений. По двум из них – вывескам и рекламным конструкциям – администрация города уже провела работу.
Сейчас в центре внимания НТО и сезонные кафе. В первом случае рекомендации касаются размещения и внешнего вида палаток, автоприцепов, тележек, павильонов, киосков, торговых точек в остановочных комплексах, вендинговых аппаратов. К НТО относятся и сезонные торговые точки типа елочных базаров или бахчевых развалов. Что касается сезонных кафе, речь о том, какими должны быть уличная мебель, оборудование, как должно выглядеть ограждение. Все предложения формируются на основе анализа ситуации в нашем городе, итогом станет проект постановления об утверждении дизайн-кода.
Одна из главных целей – упорядочить торговлю. Есть предприниматели, которые проект поддерживают и активно участвуют в его доработке.
– Как происходит взаимодействие с предпринимателями?
– Есть предусмотренная законом процедура оценки регулирующего воздействия, в рамках которой определяется период обсуждения документа. Мы создали рабочую группу из членов профильных комитетов городской администрации, представителей деловых сообществ города и региона, а также профильных министерств области. Входит в нее и уполномоченный по защите прав предпринимателей. Обсуждаем, какие положения должны быть, какие доработать или исключить.
Также мы встречаемся с предпринимателями в частном порядке, потому что у каждого свои нюансы. К примеру, те же сроки действия договоров на право размещения у всех разные.
– Есть ли сегодня понимание, в каком направлении двигаться?
– Безусловно. Мы уже готовим предложения, которые будем обсуждать с разработчиком. Предприниматели, которые обращались к нам, высказали немало предложений. Например, в изначальном варианте, предложенном разработчиками, было несколько видов сезонных кафе. Один из представителей бизнеса предложил предусмотреть условия также и для отдельно стоящих летних заведений, что актуально для нашего города. Архитекторы из бюро согласились.
Наша задача – выбрать оптимальные условия для всех объектов города, сделать дизайн-код понятным для покупателей и удобным для работы самих предпринимателей.
– К слову, о нюансах. Большая часть трудностей бизнеса, конечно же, будет связана с расходами. И здесь мы снова возвращаемся к тому, что предлагаемое единообразие может быть накладным.
– Расходы будут касаться изменения внешнего вида, а в некоторых случаях – места расположения объекта. Сегодня прорабатываются компенсационные меры. К сожалению, мы не можем выкупить те же павильоны и киоски и предоставить их в аренду – у администрации города попросту нет таких полномочий. Рассматриваем другие механизмы. Мы предполагаем переходный период: собственники НТО, осуществляющие свою деятельность на основании ранее заключенных договоров, имеют право заключить новый договор без проведения аукциона со сроком действия пять лет при условии приведения НТО в соответствие положениям дизайн-кода, также в течение определенного периода. Такая мера уже снизит
риски.
Кроме того, мы предложили коллегам из Фонда МСП разработать отдельный финансовый продукт для предпринимателей, которые столкнутся с необходимостью соответствия дизайн-коду.
Понятно, что для бизнеса этот путь непростой и небыстрый. Но предприниматель не остается один на один с этой задачей – власть не закрылась, мы ведем диалог, информируем. Ситуация на особом контроле у профильных комитетов администрации и у мэра города, а также у правительства региона.
– Многих предпринимателей и горожан беспокоит, что внедрение дизайн-кода может сказаться на узнаваемости бизнеса.
– Уважительное отношение должно быть не только к городу и его видовым объектам, но все-таки и к горожанам-покупателям. Наверное, любой согласится, что покупки приятнее делать в должным образом оборудованном месте.
И речь вовсе не о том, чтобы лишить кого-то возможности купить молоко или хлеб недалеко от своего дома. Речь о том, чтобы придать торговле более цивилизованный вид и сделать ее удобнее и безопаснее для
жителей.
Если взглянуть на ситуацию в Великом Новгороде объективно, большинство наших НТО не в лучшем состоянии: поддон, сколоченный не из самых прочных досок, надписи и художества вандалов, многочисленные слои краски… А разные габариты и стиль оформления, как и в случае с вывесками, не привлекают горожан, а, скорее, создают хаос. Приведение к едино­образию, напротив, создаст удобства и безопасность – людям не нужно будет продираться через нагромождения коробок у бахчевых развалов или перепрыгивать лужи у торговых прицепов. От этого привычные многим жителям торговые точки не утратят привлекательность, и на покупательской проходимости в худшую сторону это точно не скажется.
– А если говорить о фирменном дизайне отдельных торговых объектов?
– Здесь подразумеваются именно уникальные НТО, которые имеют свои особенности. Сохранение их облика допускается. Над этим мы тоже сегодня работаем. Но нужно учитывать архитектурные особенности окружающего городского пространства и общую ситуацию. Такие решения, конечно же, будут приниматься комиссионно: с привлечением предпринимателей, архитекторов и общественности.

Ксения ПУГАЧ
Анна ЩЕЛКАНОВА /фото/




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.