Самые лучшие…

30.09.2010

Самые лучшие...– Папа, а ты знаешь, что 5 октября будет День учителя? – теребила меня за руку по дороге из школы первоклассница-дочь. – Их все будут поздравлять, правда? Они же такие хорошие!

– Конечно, их поздравят все, у нас замечательные учителя.

– А у тебя тоже были хорошие?

– Да, доча, самые лучшие.

И это чистая правда – сколько лет прошло, а я до сих пор с уважением и теплотой вспоминаю всех, кто вел меня по жизни. Правда, потрясений «новой экономики» школа тогда еще не испытала в полной мере. А чем живут учителя сейчас? Кто и как воспитывает наших детей в не самое простое, прямо скажем, время? Об этом мы беседуем с председателем комитета по образованию Администрации Великого Новгорода Натальей Рыбниковой.

– Наталья Павловна, насколько большой сейчас учительский «корпус» Великого Новгорода?

– Если брать воспитателей детских садов, учителей, работающих в общеобразовательных учреждениях, и педагогов дополнительного образования, то 3 тыс. 606 человек. В целом, в системе образования города трудятся около 6 тыс. работников. По ребятишкам ситуация следующая: по состоянию на 1 сентября насчитывается 19 тыс. 680 школьников, дошкольников – 11 тыс. 925. Это больше, чем было в предыдущие годы.

– Стало быть, нагрузка на педагогов возросла?

– Я бы так не сказала. Не будем забывать, что из-за демографических провалов многие учителя не имели достаточной нагрузки, условия для нормальной работы начинают складываться только сейчас. Но и до этого, несмотря на сокращение числа учащихся, структурирование и оптимизацию системы образования, безработицы среди педагогов избежать удалось.

Самые лучшие...Перераспределение кадров происходило в самой системе. Так, некоторые учителя занимались воспитательной деятельностью в группах продленного дня или в начальной школе, или переходили в детсады, где больше деток. Хотя вакансии по детсадам остаются и сейчас.

– Наталья Павловна, будем откровенны – в немалой степени из-за зарплаты?

– Да, зарплата далеко не на уровне «средней экономики», но сказать, что не предпринимается ничего для ее увеличения, я тоже не могу. Если в 2007 году средняя зарплата учителей составляла 8-9 тыс., то сейчас – 15-16 тыс.рублей, а если педагог имеет высокий результат деятельности, и более 20 тыс. рублей. Это связано с целым рядом изменений, например, с переходом к новой системе оплаты труда, которая отменила разряды. То есть, существует базовый оклад и повышающие коэффициенты, учитывающие стаж, квалификацию, образование и т.д. Поэтому и для молодых специалистов нет ограничений в зарплате, существовавших ранее. Кроме того, за счет перехода в «автономку» положения об оплате труда сейчас разрабатываются внутри самих автономных учреждений. Например, есть доплаты тем же молодым учителям – руководители ведь заинтересованы, чтобы закреплялись молодые кадры: кто инновационные процессы легко подхватывает? Молодые, конечно.

Если брать детсады, то в 2008 году зарплата у воспитателя была 6 тыс. 800 рублей. Сейчас – более 9 тыс. рублей. Плюс у воспитателей заработки ориентированы на конечный результат. Если детки в группе болеют меньше, за это существуют надбавки. Если ребятишки посещают все занятия, запланированные в рамках учебного плана, – тоже. Кроме того, для воспитателей существуют льготы. Например, по оплате пребывания в детсадах их детишек. Хотя всего этого недостаточно, что и говорить. Нет ведь других стимулов – нет поддержки молодых семей, нет возможности улучшить жилищные условия.

– Но ведь на уровне региона уже готовится программа по кадрам для здравоохранения, где речь, в том числе, идет и о жилье. А что же с учителями?

– В педагогической отрасли такую программу тоже разрабатывают, и город, безусловно, будет в ней участвовать. Мы должны искать выходы из нынешней непростой ситуации.

– Вы упомянули молодых специалистов. Получается, несмотря на трудности, молодежь идет работать в школы?

– Идет, и это очень отрадно. Если в 2009 году на 1 сентября пришел 21 молодой специалист, то сейчас – 68. Если раньше были, например, вакансии по учителям английского языка, то сейчас их нет. Кстати, работать в школы идут не только девушки, но и мужчины. В основном, конечно, – выпускники НовГУ, хотя есть и молодые педагоги из Санкт-Петербурга.

– А как можно оценить уровень педагогов Великого Новгорода?

– В основном, все наши учителя имеют высшее образование. Если говорить о квалификации, то у более 98% есть категория, у более 70% она высшая. Есть и другие показатели. Так, в рамках нацпроекта «Образование» был объявлен конкурс по президентским грантам. В итоге по региону – больше 50% грантов получили учителя из Великого Новгорода. Свой грант для учителей, реализующих инновационные программы, ввела и Администрация области. В результате из 20 победителей 16 – из Великого Новгорода. Также в этом году область впервые провела конкурс на лучшее образовательное учреждение. Итоги окончательно не подведены (их огласят 5 октября), но я уже сейчас могу сказать, что более чем в 40% будут названы наши образовательные учреждения.

Если же говорить о достижениях на всероссийском уровне, то могу сказать, что разработанные новгородскими педагогами программы «Новгородика», «Школа здорового образа жизни», концепции экологического образования успешно реализуются в многих городах, а опыт Анатолия Малякина и его задачник по химии востребованы во всех российских школах. И примеров можно приводить множество. Несомненно одно – без высокого уровня мастерства наших учителей это все было бы невозможно.

Поэтому накануне Дня учителя хочу поблагодарить всех педагогов за их самоотверженный, бескорыстный труд, потому что, несмотря ни на что, они, не считаясь с личным временем, отдают нашим детям очень многое. Мудрости, терпения, благополучия, и, конечно, здоровья всем вам.

 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.