Не председательствующий, а Председатель

07.10.2010

Новгородская земля, Великий Новгород дали России немало выдающихся людей… Ровно 105 лет назад, в октябре 1905 года Совет министров Российской Империи, образованный в ноябре 1861 года как совещательное учреждение, был преобразован в постоянный действующий высший орган государственного управления с введением должности Председателя Совета министров. До марта 1917 года эту должность занимали 6 видных сановников и два из них – Владимир Николаевич Коковцов и Иван Логгинович Горемыкин  были уроженцами Новгорода.

Владимир Коковцов родился 6 апреля 1853 года в Новгороде, окончил столичный Александровский лицей, служил в Министерстве юстиции, в главном тюремном управлении МВД, в Госканцелярии… С 1896 по 1902 гг. товарищ (заместитель) министра финансов, с 1902 по 1906 гг. – Государственный секретарь, затем – министр финансов. С сентября 1911 года по январь 1914-го – председатель Совета министров России и одновременно – министр финансов.

После убийства в сентябре 1911 года Председателя Совета министров России П.А. Столыпина его пост занял В.Н. Коковцов. В своих «Воспоминаниях…» он пишет, что Государь обратился к нему со следующими словами: «Я прошу Вас быть не председательствующим, а Председателем Совета министров, оставаясь, разумеется, и министром финансов…»

В ноябре 1912 года повсеместно в столице говорили, что Коковцов предотвратил мировую войну, и это было не случайно…

В поздний час 9 ноября на квартире Коковцова раздался звонок военного министра страны В.А. Сухомлинова, который приглашал его на утреннее совещание у Императора. На совещании присутствовали также министры иностранных дел и путей сообщения, начальник Генерального штаба.

Владимир Николаевич вспоминал: «Раскрыв карту, Государь стал излагать соотношение наших и австрийских вооружённых сил… Слаба наша пехота – 90 человек в роте, у австрийцев – до 200. С командующими Варшавского, Киевского и Одесского округов было решено подготовить мобилизацию. Долго, внушительно говорил Николай II о хороших отношениях с Германией…»

На том совещании Коковцов сказал, что «…очевидно советники Государя не поняли, в какую беду они ведут Государя и Россию, высказываясь за мобилизацию военных округов. На мобилизацию наши противники ответят прямо войной, к которой Германия готова и только ждёт повода». Он предложил воспользоваться статьями Устава о военной повинности, которые дают право Указом Сената задержать на 6 месяцев последний срок службы и этим увеличить армию на четверть и никто не мог бы упрекнуть Россию в развязывании войны.

«Подсказанный мной выход, – пишет Коковцов, – Государю понравился и он сказал: «…Мы все одинаково любим Родину, и я думаю, вместе со мной благодарны Владимиру Николаевичу за его прекрасное разъяснение и за то, что он предложил нам отменный выход из нашего положения».

Коковцов не поддавался влиянию Императрицы, предлагал Григорию Распутину оставить столицу, был принципиален в решении государственных задач. Может, поэтому в январе 1914 г. он обвинён в заигрывании с Государственной Думой, в недолжном отношении к Распутину и прочее, а 31 января Николай II напишет в дневнике: «Сегодня совершена важная для меня перемена, Коковцов уволен от своих обязанностей. Горемыкин назначен Председателем Совета министров, Барк – управляющим Министерства финансов…»

На последней беседе с Николаем II В.Н.Коковцов отказался от предложения Императора назначить ему «…200 или 300 тысяч рублей в виде единовременной выдачи…», сказав: «Человеком без средств вступил я на пост министра финансов и таким же хотелось мне покинуть этот пост 10 лет спустя»…

Затем 4 года до эмиграции Коковцов был членом Совета Русского Внешторгбанка, крупным финансовым деятелем, попечителем лицея. Это было и время (1918 г.) бесед-допросов с руководителями Петроградской ЧК Г.И. Бокием и М.С. Урицким. Потом – 25 лет жизни в Париже. За десять лет до смерти Коковцов издал свои «Воспоминания» в 2 томах. На них и сегодня нередко ссылаются не только историки, но и авторы специальных исследований, посвященных событиям в России в начале XX века.

 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.