Муниципальное предприятие ПАТ-2, на долю которого приходится 72,3% пассажирских перевозок на городской маршрутной сети, ребром ставит перед властью вопрос: кто заплатит за перевозку льготников? И предлагает три варианта решения.

Дальше терпеть ситуацию, бьют тревогу перевозчики, возможности нет — не получая компенсаций из бюджета за льготников, предприятие вязнет в долгах. На близком горизонте, можно сказать, банкротство.

По подсчетам предприятия, невозмещенные расходы по единым социальным проездным билетам (ЕСПБ) только за 9 месяцев этого года составили 41,2 млн. руб, а за все время их действия - 188,6 млн. рублей.

В то же время кредитная задолженность самого ПАТ-2 на 12 октября т.г. составляет 93,3 млн. руб. Только «горячие» долги в Пенсионный фонд, требующие срочного погашения, как было заявлено в понедельник на оперативном совещании в мэрии под председательством первого заместителя мэра Антона Земляка, — 29,3 млн. руб. Впрочем, другие долги (налоги, за ГСМ и электроэнергию, кредиты) тоже не ждут.

Проблема, конечно, родилась не вчера. Единые социальные проездные билеты, напомним, введены в действие с 1 января 2006 года постановлением Администрации Новгородской области №519. Согласно закону право на приобретение ЕСПБ имеют 17 категорий льготников — федеральные и региональные.

Стоимость социального проездного билета первоначально была установлена 120 рублей и действовала вплоть до 2010 года. С 1 января она увеличена до 180 рублей. Но эта сумма не покрывает расходы перевозчика. Недостающую часть должен доплатить, как понимаете, орган, предоставляющий льготу пассажиру.

Меж тем, Федерация с нынешнего года отказалась компенсировать невозмещенные расходы на перевозки «своих» льготников. А область снизила размер компенсации с 360 рублей в квартал до 45 рублей (в первом квартале), потом увеличив до 135 рублей за один ЕСПБ.

Для гражданина ЕСПБ выгоден, и люди, имеющие право на такие билеты, охотно покупают их. В структуре продаж месячных проездных билетов ЕСПБ занимают, по подсчетам управления по транспорту и связи Администрации Великого Новгорода, уже 53,4%.

Таким образом, доля льготных поездок на транспорте растет, а перевозчики считают убытки.

– Наполняемость единого социального проездного билета должна быть сегодня 420 рублей, – приводит расчеты начальник управления по транспорту и связи Администрации Великого Новгорода Павел Морозов.
Наполняемость – это, скажем так, общая стоимость билета. Рассчитывается она, поясняет Морозов, исходя из себестоимости одной поездки (за восемь месяцев текущего года себестоимость перевозки одного пассажира в городском общественном транспорте составила 8,24 руб.), умноженной на 50 поездок (для ЕСПБ). И добавляет: согласно заключению комитета по ценовой и тарифной политике области себестоимость поездки, если учесть создание условий по обновлению подвижного состава, возможности модернизации, должна составлять 10,5 рубля.
Допустим, 420 руб. Какую долю из них возьмет на себя бюджет? Может быть, 100 рублей? Тогда льготник будет платить за социальный  проездной 320 руб. Возможно и другое соотношение.
Руководство ПАТ-2 предложило три варианта решения проблемы.
Вариант 1 – тот, о котором сказано выше: повышение стоимости ЕСПБ до 320 рублей и повышение субсидирования до 100 рублей на билет. Но и в этом случае расчетный убыток предприятия в 2011 году составит 42,8 млн. рублей.
Вариант 2 – отмена ЕСПБ. Вместо них введение разового билета в 7 рублей для региональных льготников (50% от того, что платит за проезд «нельготный» пассажир. Напомним, наши читатели весной предлагали такой вариант). Расчетный убыток предприятия – 12,4 млн. рублей.
И, наконец, самый симпатичный для перевозчика третий вариант – отказ от ЕСПБ, введение разового билета в 7 рублей плюс компенсации из бюджета в 3,1 рубля на билет. Это потребует субсидий из бюджета в размере 54,3 млн. руб. и обеспечит расчетную прибыль предприятию в 22,5 млн. рублей.
Все варианты, уточняют руководители ПАТ-2, предусматривают на 2011 год рост зарплат на 10% (сегодня средняя зарплата по предприятию 14 тыс. руб., что значительно ниже среднегородской) и рост обязательных социальных взносов за счет изменения ставок обложения с 26,8% до 34,8%.
Что касается сужения круга льготных пассажиров за счет исключения федеральных льготников, то Павел Морозов считает это  невозможным, ссылаясь на опыт Перми, где подобное решение, принятое правительством края, было отменено краевым судом как противозаконное.
В городском и областном комитетах по социальным вопросам к резкому повышению стоимости ЕСПБ, а равно как и к отмене льгот для некоторых категорий относятся негативно. «Нужно хорошо посмотреть расходы самого предприятия: насколько обоснованы расчеты перевозчика?» – считают здесь.
Наверно, «социальщики» в чем-то правы. «Вы должны в первую очередь сказать о том, что сами сделали для снижения расходов, – убеждал перевозчиков первый заместитель мэра Антон Земляк. – Пока в вашем докладе я этого не увидел».
Но, с другой стороны, если власть раздает льготы, она должна обеспечить их финансовыми ресурсами. Нет обеспечения – значит  власть ...банкрот?
– Суды РФ оставляют за транспортными организациями право подавать исковые заявления о взыскании убытков, связанных с предоставлением бесплатного проезда в муниципальном транспорте льготникам. Так что у нас два выхода – или судиться, или решать миром, – заметил в ходе обсуждения Морозов.
В ходе совещания прозвучала также информация о необходимости  повышения на 40% стоимости льготных проездных билетов для школьников, студентов и пенсионеров.
Мы непременно сообщим о том, какое решение по проезду льготников будет принято властью региона.

 

Пассажиры, пользующиеся единым социальным проездным билетом, составляют 26,7% от общего числа перевезенных пассажиров (в 2006 году – 16,5%).