Как и каким образом израсходовала Новгородская область около 1 млрд. 450 млн. рублей, полученных из федерального бюджета на переселение из ветхого и аварийного жилья и капремонт многоквартирных домов, проверила рабочая группа специалистов Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Напомним, по этим программам в рамках Федерального закона №185 на условиях софинансирования регион работает с 2008 года. За это время область получила 356 млн.рублей на переселение из ветхого и аварийного жилья и почти 1 млрд.100 млн. рублей – на капремонты. По «переселенческим» программам у сотрудников Фонда особых вопросов не возникло. Как подчеркнул директор департамента мониторинга и контроля Фонда содействия реформированию ЖКХ Александр Иванов, они реализуются вполне успешно, стимулируя, помимо всего прочего, и развитие рынка первичного жилья.

А вот капремонт вызывает нарекания. Претензии касаются качества работ и сроков их выполнения. Впрочем, Александр Иванов подчеркнул, что эти проблемы, увы, характерны для всей России. Что же касается непосредственно нашей области, то все недочеты могут быть устранены и они не носят системного характера. По результатам поездки сейчас региональными властями и руководителями муниципалитетов вырабатываются рекомендации по ужесточению контроля за подрядчиками, управляющими компаниями, руководителями ТСЖ, которые получают финансирование в рамках федеральных программ.

Кстати, одна из первых «ласточек» такого ужесточения коснулась именно нашего города. Речь идет о ТСЖ «Вечевой-1». 9 сентября мы уже писали о ситуации с домом №12 по Стратилатовской улице. Там ТСЖ получило на капремонт более 3,6 млн. рублей. Однако, как полагают в мэрии, комиссионный отбор подрядчика был проведен с многочисленными нарушениями. В дело вмешалась прокуратура. В адрес председателя ТСЖ направлено представление с требованием принять меры по устранению допущенных нарушений закона, привлечь виновных к дисциплинарной ответственности, а о результатах сообщить в прокуратуру.

Однако никакой реакции не последовало, более того, прекратились начатые работы. Жилой дом рискует остаться зимой без тепла. Как заявил вице-губернатор Арнольд Шалмуев, тепло в дом будет дано, а вот прокуратура и сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями займутся уже не ситуацией вообще, а проверкой деятельности отдельных руководителей.

На наши вопросы по итогам работы комиссии также ответила председатель комитета по управлению ЖКХ Администрации города Марина Белова.

– Что делать с недобросовестными подрядчиками?

– Комиссия Фонда рекомендует рассчитываться с подрядчиками только по итогам выполнения всех видов работ. Хотя ни в одном из регионов нет соответствующих постановлений.

– Комиссия выезжала на уже отремонтированные в 2008-09 годах дома. Каковы выводы?

– Есть замечания по качеству выполненных подрядчиками работ. Адреса: Газон, 5/2, Б.Санкт-Петербургская, 34 – плохое качество ремонта фасадов, бул. Л.Голикова, д.4 кор.1 – завышение объема земляных работ. Это устранимые недостатки, и подрядчикам придется поработать.

Что касается ремонтов этого года, Фонд рекомендует создавать муниципальную комиссию по приемке, и только после ее подписи производить оплату. Швы и кровли, например, необходимо оплачивать только после того, как выяснится, что работа выполнена в соответствии с технологией и не имеет дефектов. Потому что работы дорогостоящие, а некачественный ремонт крыши, например, может повлиять на электропроводку, вызвать плесень на стенах, сырость и промерзание.

– В прошлые годы у Фонда было требование: работы должны быть выполнены до конца года, деньги перечислены, отчетность сдана. Как нынче? Сроки сдвигаются?

– Работы должны быть выполнены качественно в 2010 году, оплата может быть произведена позднее.

– Есть ли надежда у Великого Новгорода получить средства на капремонт по 185-ФЗ в 2011 г.?

– Главное условие для этого, помимо качественного ремонта и отчета по программе 2010 г., – к 1 января 2011 г. в городе 20 процентов жилого фонда должны управляться ТСЖ. На сегодня у нас только 10 процентов.