«Мы не подражаем, мы делаем своё»

28.10.2010

Режиссер Вадим Романов предлагает новое прочтение «Покровских ворот»

«Мы не подражаем, мы делаем своё»Принимаясь за постановку легендарной пьесы Леонида Зорина в Новгородском театре драмы, режиссер Вадим Романов призвал горожан «прошерстить» собственные шкафы: не лежат ли там в полном забвении вещи 50-х годов прошлого века? Они бы очень пригодились для создания подлинной атмосферы тех лет.

Новгородцы охотно включились в игру – в театр перекочевали одаривший теплом не одно поколение обогреватель, несколько повидавших мир чемоданов, утюг, фотоаппарат, а также салфетки, воротнички, скатерть.  Но особенно мое воображение потрясли прекрасно сохранившиеся и совершенно необъятные белые панталоны с кружавчиками. На днях эту веселую компанию пополнят кровать с диваном – и уголок 50-х в театре будет готов. Жаль, пока не нашелся телефон тех лет, но еще есть время…

Отправляясь на встречу с режиссером, я понимала, что сравнивать любимейший фильм и спектакль не совсем корректно. Но ясно было и другое: сравнений не избежать, и именно это делает постановку особенно рискованной.

– Нет крепостей, которые бы мы не взяли! – сразу обозначил боевой настрой Вадим Романов. –  Возможно, то, что я скажу, покажется кому-то крамольным, но я готов подписаться под каждым словом: прекрасный режиссер и замечательные артисты сделали классный поверхностный фильм.

Вот смотрите. В 1953 году умер Сталин. Значит, речь в пьесе идет о времени, когда страна только начала выходить из состояния тотального страха. Первый глоток свободы – вот о чем пьеса! В фильме этого практически нет.

– Вспомним, в какое время он снимался! Хотя главная идея – никого нельзя сделать счастливым насильно – подана очень аккуратно, фильм с трудом пробился к зрителям.

– Правильно – новое время диктует новое прочтение! И не случайно у меня в эпиграф вынесены слова Хоботова: «…я понял: не надо бояться жить».  Я «въезжал» во время, вкапывался в характеры, их соприкосновение. Например, в фильме Алиса, тетя Костика, – образ неглубокий, созерцательный. Непонятно, кто она, чем живет… Нашей Алисе, которую замечательно играет народная артистка Татьяна Каратаева, мы придумали судьбу: это та девочка, которая до революции жила в этом особняке, дворянская кровь. Родители репрессированы, а она всю жизнь живет в ожидании звонка. Одинокий человек, постоянно ждущий решения своей судьбы…

– Легко ли вы разглядели в артистах театра драмы героев пьесы?

– Как только начал думать над постановкой, сразу понял расклад ролей. Геннадий Алексеев – ну это же чистый Велюров! Отвлекитесь от образа Броневого и вы это почувствуете. Наш Велюров – сплетник, в спектакле его ухо постоянно в двери.

Я не видел только Костика, до тех пор, пока не встретился с Никитой Петровым. Конечно, он многого о той жизни не знает, это поколение родилось генетически свободным. Но он и другие артисты беспрекословно верят мне. Мы не подражаем Меньшикову, Равиковичу и не состязаемся с ними, мы делаем своё.

– Краем глаза подглядела репетицию озорного танца…

– Так называемый «Танец-загс» – герои отправляются на бракосочетание Саввы и Маргариты Павловны. Есть еще фантасмагорический «Танец врачей», на него меня натолкнул возглас Хоботова: «Это же бред!». У нас масса классной музыки, в том числе и зарубежной – итальянской, французской. Меня пытались убедить, что тогда звучала только советская музыка, и тогда я принес запись песни «Мой Вася» 1955 года: «Я слушала Ив Монтана, и мне казалось,  что поёт мой Вася». Значит, Ива Монтана слушали? Это убедило.

Мой спектакль – о любви и о свободе. Но еще я пытаюсь сказать о том, что абсолютной свободы не бывает – только в рамках системы ценностей. Моё дозволенное не должно мешать другому дозволенному. Впрочем, об этом я стараюсь говорить во всех своих спектаклях, даже в сказках. Наверное, это моя тема в искусстве!

Премьера спектакля «Покровские ворота» на сцене Новгородского академического театра драмы им. Ф. М. Достоевского 4 и 5 ноября в 18.00.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.