Швея на крыше, или Кто ведёт ремонт многоквартирных домов

28.10.2010

Швея на крыше, или Кто ведёт ремонт многоквартирных домовНас погубит некомпетентность. Порой кажется, что непрофессионалы и невежды правят бал во всех сферах жизни. Мы беремся за дело, не зная его основ, норм и правил, законов, технологии… Отвергая здравый смысл и самонадеянно уповая на… На что? На везение и авось? Или на чужое незнание?

Вопиющая некомпетентность работников управляющих компаний и компаний-подрядчиков, отсутствие профессиональных кадров тут и там — вот причины  неудовлетворительного ремонта многоквартирных домов. Такой вывод мы сделали из разговора «за круглым столом», который прошел в редакции нашей газеты.

Инициатором разговора стал депутат Думы Великого Новгорода, директор ООО «Великоновгородская строительная компания» Дмитрий Игнатов. После публикации, озаглавленной «Про крыши, тепло и негодяев» (№40 от 14 октября), где, напомним, шла речь о нерадивых исполнителях работ, Дмитрий Игнатов, вероятно, обидевшись за всех подрядчиков, предложил редакции собрать «за круглым столом» представителей Администрации города, компаний, выполняющих подряды на капремонт домов, контролирующих органов и обсудить причины ситуации, порождающей так много жалоб новгородцев. Мы согласились – идея хорошая.

В разговоре приняли участие: Марина Белова – председатель комитета по управлению ЖКХ Администрации Великого Новгорода и Оксана Тужилина — начальник отдела жилищного хозяйства комитета, Юрий Ушаков — ООО «Новгородская проектно-строительная компания», директор технадзора в строительстве, Илья Калугин — директор ООО «Марафон», Дмитрий Игнатов — директор ООО «ВНСК», Юлия Кульбякина — исполнительный директор НП «Бюро безупречного бизнеса», Александр Алексашкин — гл. специалист-эксперт, госжилинспектор Госжилинспекции Новгородской области.

Итак, почему капитальный ремонт многоквартирных домов, производимый в рамках Федерального закона 185-ФЗ, вызывает так много нареканий? Кто контролирует процесс?

ФУНКЦИЯ ГВОЗДЯ

Белова: Для начала скажу, что для контроля за выполнением работ управляющая компания или ТСЖ нанимают независимую фирму, которая осуществляет функции технического надзора, так предусмотрено законодательством. Технадзор регулярно выходит на объекты и делает записи в журналах производства работ. В случае обнаружения недостатков, дефектов технадзор выдает предписание и оповещает заказчика о том, что необходимо сделать — либо приостановить работы, либо исправить дефекты и только тогда выполнять следующий этап.

Органы местного самоуправления, к сожалению, не имеют возможности контролировать работы в процессе производства. Мы выходим на объект только в том случае, если поступает жалоба от населения. Но в приемке работ участвуем.

Чем может помочь население самим себе и нам? Убедительнее, когда люди присылают не просто обращение, а обращение с фотографией. Фото — это факт. Так, недавно пришло письмо со снимком выполненных на кровле работ. На нем явно видно, что нижний слой кровли прожжен. И понятно, что, даже если его перекроют верхним слоем, работа качественной все равно не может быть признана и подлежит переделке.

Напомню, что собственник (представитель собственников) подписывает акт выполненных работ наравне с управляющей компанией или ТСЖ. Без подписи собственника документ о приемке работ недействителен и оплата    подрядчику идти не может.

Я знаю, что многие председатели ТСЖ берут отпуска на время капремонта и следят за ходом работ. В этом году, к слову, не только старшие по домам выходят смотреть за качеством работ, но и рядовые жители.

– Почему же все-таки так много нарушений?

Белова: Очень низок профессиональный уровень исполнителей. Еще лет семь назад руководитель или главный инженер любой подрядной организации обязательно имел профессиональное образование и богатую практику. Как правило, он и контролировал выполнение работ на своих объектах. Сейчас мы часто сталкиваемся с тем, что в лучшем случае какой-то набор знаний по специальности имеет только бригадир. Да и то не профессиональное образование, а так, нахватался где-то как-то. И, значит, не знает, как правильно, в соответствии со всеми требованиями и нормами выполнить работу. Соответственно, и объяснить работникам не может.

Вот на днях смотрели кровлю. Костыли под сливы не заведены, т.е. сливы не закреплены и при первом же ветре их будет задирать и сносить. Бригадир после нашего замечания так передавал указание рабочим: «Вот эти штуки железные прикрепите вот к той хреновине»… Ну если он не знает названия строительных элементов — как он может объяснить рабочим, что конкретно надо сделать в данном случае?

В чем причины ситуации? Отчасти законодательство нас завело в тупик. Раньше, чтобы выйти на аукцион, компания должна была представить лицензию. Сейчас такого требования нет. И на конкурс приходят люди, оценить квалификацию которых мы просто не можем.

Игнатов: Подождите. А что мешало комиссии при отборе подрядчика сделать запрос в СРО – саморегулируемую организацию – и проверить? Я не думаю, что сегодняшняя форма попадания в СРО проще, чем получение лицензии раньше.

Белова: Скажите, Дмитрий Сергеевич, какой процент от объема ваших работ по капремонту жилья в городе выполняют работники именно вашей фирмы? Ваши работники, а не субподрядчики?

Игнатов: Процентов 30.

Белова: 30% объемов выполняют ваши работники, принятые у вас на постоянной основе? Значит, остальные 70% выполняют субподрядные организации? Которые не вышли сами на конкурс потому, что они, возможно, не состоят в СРО, у них нет квалификации, так? И в основной массе эти 70% работников – жители Таджикистана, Узбекистана, Молдавии?

К сожалению, проверки, которые мы проводим, показывают, что больше половины занятых на капремонтах работников – непрофессионалы, которые выполняют функцию, не зная, что делают. Особенно на кровлях таких много.

В минувшую субботу выходили на шиферную кровлю. …Дырка в шифере больше шляпки гвоздя в несколько раз! Какую функцию выполняет при этом гвоздь — не знаю, он не соприкасается с шифером никак. Никакой прокладки под гвоздем, которая бы защищала кровлю от проникновения влаги, нет. И это уже второй раз переделывают! Поговорить с работниками не удалось — они плохо говорят по-русски, и чего я от них хочу — понимают слабо.

Игнатов: Я не нанимаю бригады. Я нанимаю предприятия. Они выходили на комиссионный отбор, но не выиграли. А русские кровельщики или нет — проблема не моя.

Белова: Я говорю о проблеме не языка —  профессионализма.

На рулонных кровлях видела вопиющие факты: идет работник и ногами раскатывает рулон, сверху горелкой его прогревает и потом ногами прижимает на стыках! Такой нижний слой будет весь прожжен и непригоден к использованию.

Если технадзор вовремя не увидел такой «технологии», то мы уже этого не увидим: закроют верхним слоем кровли – и все. И кровля будет протекать.

Ушаков: Здесь все зависит от производителя работ. На мой взгляд, кадровая проблема родилась в 90-е годы. Мы тогда потеряли много квалифицированных строительных рабочих, кровельщиков в том числе. Теперь учиться кровельщику приходится от случая к случаю, от одного капремонта до другого.

Игнатов: Меня зацепил  вопрос о том, сколько – 30 или 40% – я выполняю. Самое главное, на мой взгляд, – работу выполнить. Пример – Ледовый дворец, который строило предприятие, где всего три человека.

Белова: Генподрядчик, который не имеет возможности контролировать качество работы субподрядных организаций (а должен!), – номинальный генподрядчик. Слава богу, попались хорошие субподрядные организации.

Я не приемлю такие фирмы, где есть только три лица, которые очень далеки от строительства и подчас имеют столько объектов, что руководитель далеко не на каждом объекте бывает.

Игнатов: Но у меня нанят технический надзор.

Белова: К каждому метру работника технадзора не поставишь.

Понимаете, здесь порой играет роль один человек. Который имеет совесть и профессиональное образование. И если такого человека в фирме нет, то грош цена этой фирме.

 

ГДЕ У ТРУБЫ ТАЛИЯ?

Существенные ошибки есть и по метражу стояков. Как уж они их мерили – не знаю. Подходя к дому, считаешь стояки и уже видишь – порядок цифр явно другой.

Основная масса дефектов — в ГУК «Западная». Потому что мастерами- менеджерами работают также люди без образования. Подходит девочка, которой лет 20 с небольшим, раньше работала только парикмахером. Как она может что-то подсчитать?

Ушаков: У меня пример по ГУК «Торговая». Посылают менеджера на кровлю посмотреть, правильно ли делается. Он: «А я не понимаю». И эти люди составляют дефектовку — что они могут там нарисовать?

Белова: Есть промашки УК. Но могу высказать претензии и вам. К приемке предлагаются те виды работ, которые по факту не выполнены, а технадзор свою подпись уже поставил. Вот вчера мы вышли на дом. К оплате предъявлено 8 стальных задвижек восьмидесятого диаметра и 10 – пятидесятого. Я нашла всего 10 задвижек восьмидесятого, и то они все текут.

Неплохо подходят к составлению дефектных ведомостей ТСЖ. Сами не знают — ищут знающих людей. В ТСЖ понимают, что они не профессионалы. А работник УК вроде как должен быть профессионалом, хотя таковым не является! Вот это самый страшный момент.

Игнатов: Можно ремарку? Как быть, если мои работники залезли в подвал с мастером участка — заложено 100 м трубы по нижнему розливу, а на выходе надо сделать 200 с тремя задвижками, к примеру. Раньше решалось в рабочем порядке.

Белова: Для этого существует исполнительная документация, где вы должны четко прописать, сколько и какого диаметра запорной арматуры вы сделали.

Не снимаю вины с УК и подрядных организаций. Одни воспользовались  создавшейся ситуацией, другие недосмотрели. Это касается диаметра трубопроводов. В технических заданиях написали наружный диаметр. Вроде номинально подрядная организация выполнила условия. Зная, что внутренний диаметр будет существенно меньше, чем было раньше. Сейчас у нас такие проблемы есть.

Игнатов: Если подрядчики понимают, что указанный в техническом задании диаметр не спасет дом, и принимают решение об увеличении диаметра, как это компенсируют? Я с начала производства работ писал письма, что у меня все диаметры заужены. В частности, по Мира, 26, корпус 3. УК на письма мои не ответила.

Белова: Вы вышли на аукцион и приложили смету. Она считается вашим предложением. Вы подписали контракт? Смету к контракту должна предоставлять подрядная организация.

Игнатов: Сметы делают управляющие компании. Мы не-однократно просили: дайте нам возможность делать сметы на основании ваших технических заданий. «Нет, сметы мы делаем сами».

Калугин: Имеет место быть плохая работа подрядчиков. Но большинство, я думаю, работают хорошо.

Что касается объемов, то бывают такие моменты, что выходишь на кровлю и понимаешь: чтобы выполнить работу качественно, придется увеличивать объемы, иначе кровля будет течь.

Подрядчик заинтересован в качественном выполнении работ, потому как он несет гарантийные обязательства. Это прямая финансовая ответственность организации за выполненные работы.

Я хотел бы поговорить о другом. Необъективно отношение жильцов. Вообще в строительстве привлечение жильцов, неспециалистов, для контроля не совсем корректно. Много шума не всегда аргументированного.

 

КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН?

Ушаков: Бывают действительно необъективные жалобы. Жалуются: «Почему не делаете козырьки над подъездами?» Да потому что в смете нет. «А почему нет?». Ну это уже не проблема подрядчика.

Иногда наблюдаешь откровенный шантаж. В прошлом году в доме на Октябрьской пришлось быть свидетелем. Подрядчик произвел электромонтажные работы в соответствии со сметой и помимо этого сделал наружное освещение, хотя это не его дело вообще. А старшая по дому  попросила выполнить еще один вид работ, иначе, мол, я не подпишу. И подрядчик сделал!

Белова: В законе 185-ФЗ, об исполнении которого мы сегодня говорим, четко прописано, какие виды работ входят. Зачастую то, что хотят жители, является нецелевым использованием средств. На это можно и не соглашаться.

Так, сейчас рассматриваем жалобу по электрике. Жильцы хотят, чтобы им поменяли приборы учета в том числе. Мы говорим: установка приборов учета в рамках этой программы — нецелевое расходование средств, электросчетчики — это ваша собственность. Представители собственника не подписывают акт о выполненных работах без установки электросчетчиков. Решили, что пригласим двух независимых представителей, при них сверим все выполненные работы и, если окажется, что работы выполнены в соответствии со сметой, объемы соответствуют, будем финансировать. По-другому никак.

Но я выскажусь в поддержку и жителей. Они участвуют в комиссионном отборе. И в этом году ряд подрядчиков перед тем, как прийти на комиссионный отбор, уже пообещали им что-то сделать сверх сметы. То есть жители, приходя на комиссионный отбор, говорили: вот он обещал еще дополнительно к указанным работам поставить нам детский игровой комплекс и потому будем голосовать за этого подрядчика. Так кого теперь винить?

Есть другая проблема в вопросе «собственник помещения и капремонт». Меняем стояки, собственник помещения обязан предоставить доступ к общедомовым сетям, а у него заложены кафелем все коммуникации и идти навстречу не хочет. Либо говорит: протаскивайте как хотите – снизу, сверху, меня не волнует, что там у соседей. Либо пишет письмо: я отказываюсь от выполнения работ в своей квартире.

Алексашкин: Процедура здесь сложная. УК должна за две недели заказным письмом уведомить жильца, что в квартире будут проводиться работы на общедомовом имуществе, и у жильца есть право выбрать удобное для него время.

– Есть прецедент, когда собственника наказали за непредоставление доступа к общедомовому имуществу?

– Нет, таких прецедентов нет. Потому как процедура уведомления, еще раз подчеркну, сложная.

В целом хочу сказать, что жилинспекция может применить меры административного воздействия только в отношении управляющих компаний. На подрядчиков мы повлиять не можем. А УК привлечь к ответственности за некачественное выполнение работ подрядной организацией мы можем и привлекали. Санкция порядка 40-50 тысяч рублей на УК. Другой вопрос, что эти штрафы в конечном итоге ложатся на жильцов. Так что, я считаю, это тоже не выход.

ВРЕМЯ И ДЕНЬГИ

Белова: Объем работ по капремонтам действительно разово очень большой. Но нельзя сказать, что мы не в состоянии переварить этот объем. Да, специалистов не хватает – длительное время не было таких заказов, и специалисты ушли. Подрядчики набирают работников по трудовым договорам.

Материалы приходили поздно — тоже причина задержки. Не одни мы получили в это время федеральные деньги на капремонт — и заводы зашились.

Ушаков: Третий год подряд работаем по программе капремонта — так почему не учесть все ошибки? Лето, жара — время для ремонта фасадов, кровель, швов замечательное! Ну не было к той поре денег — можно было решить и разыграть эти лоты заранее, чтобы люди могли начать работы? И тогда можно было выполнить работы, как положено – с полной стяжкой всех кровель, с полным утеплением. Иногда думаешь: вот на месяц бы раньше — и все было бы изумительно.

Белова: Проводить комиссионный отбор до поступления средств — это риски, прежде всего для подрядных организаций.

Да, программа капремонтов на нынешний год была сформирована заблаговременно. Но до 1 апреля Фонд, как сообщалось, не принимал заявку области из-за нерешенного вопроса с монетизацией льгот по оплате ЖКХ.

Кроме того, Фонд очень скрупулезно подходит к оформлению заявки, приходилось переделывать документы. Но надо отметить, в нынешнем году наша заявка была одобрена достаточно быстро, в течение полутора месяцев.

Как только мы получили уведомление из Фонда, всем УК и ТСЖ  разослали письма о том, что они имеют право начинать комиссионный отбор. Это было в конце июля.

Тужилина: У нас есть одно ТСЖ, которое провело комиссионный отбор в июле, сразу после получения письма.

Ушаков: Марина Викторовна, мое предложение: давайте по фасадам не осваивать деньги сейчас, а оставить до весны, когда будут благоприятные условия. Ведь сейчас, какие бы грунтовки ни покрывали, краска будет «плыть».

Белова: И у нас такое же предложение. Если ремонт кровель или инженерных коммуникаций выполнен с нарушениями, мы предлагаем УК не оплачивать работы и выносить вопрос о переносе финансирования на следующий год.

То, что выполнили в этом году и если оно соответствует качеству, можно профинансировать. Не успели, сделали плохо — не платить и не спешить. Работы должны выполняться качественно.

Игнатов: Как переносить? А если подрядчик уже прошпаклевал,  прогрунтовал?

Ушаков: Если фасад готов к покраске, то можно красить, потому как пока еще нет низких температур и погода позволяет. Но если только начали очищать — какой смысл сейчас делать? Чтобы фасад потом обвалился? Опять затраты, и подрядчика в том числе — он же по гарантии должен будет переделать. Или как в прошлом году — и антифриз, и спирт добавляли, что только не придумывали, чтобы мороз не разорвал эту краску.

Белова: Не надо стремиться выполнять все работы именно сейчас. Специалисты Фонда в ходе недавней проверки даже сделали нам замечание за то, что фасады сданы в ноябре-декабре. Они говорят: необходимо  принимать логичные решения.

Но надо понимать, что если оттягиваем выполнение программы по этому году, то и получение средств по следующему году тоже для себя оттягиваем.

– Шансы есть попасть в программу на следующий год?

Белова: Шансы есть. В марте Фонд реформирования ЖКХ будет распределять оставшиеся денежные средства. Но есть серьезное условие — нам нужно иметь 20% жилья под управлением ТСЖ. Потому агитируем всех, кто хоть малейшее желание имеет: приходите, мы готовы предоставить пакет документов.

 

И НАПОСЛЕДОК

Председатель комитета по управлению ЖКХ Марина Белова в заключение разговора «за круглым столом» рассказала историю, почти анекдот. Менеджер управляющей компании измеряла диаметр трубы …портновским сантиметром! Когда Белова достала штанген-циркуль, девушка сказала: «О!». Похоже, подобный инструмент она видела впервые.

Сейчас группы управляющих компаний, по словам Беловой, приняли решение раз в месяц проводить обучающие семинары для своих работников – по теплоснабжению, кровлям и т.д. Других-то кадров взять негде. «И куда деваются все выпускники строительного колледжа, например?» Действительно, куда?

И все-таки будем оптимистами. Помните, как сказала Марина Белова? «Порой достаточно одного человека с профессиональными знаниями и совестью, чтобы изменить ситуацию».




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.