А ты, рейтинг мой, скажи…
Две компании – рекламное агентство «Проспект» и маркетинговое агентство «Media-полюс» – провели исследование рынка новгородских СМИ. Поскольку рейтинги электронных и печатных изданий изучали независимые (и, прямо скажем, конкурирующие) фирмы, используя разные методы опроса в различные промежутки времени, то можно с известной долей точности составить общую картину информационных предпочтений новгородцев.
На страницах печати
В среднем газеты в Великом Новгороде просматривает более 121 тыс. человек – это 2/3 от всего населения старше 18 лет. Как и в предыдущие годы, наиболее популярным остается еженедельник «Новгород» – среди общественно-политических изданий, по данным «Media-полюс», его показатели выше 52%. Если же брать весь газетный рынок нашего города, включая рекламно-информационные и развлекательные издания, то в среднем читательская аудитория каждого номера «Новгорода» (по данным РА «Проспект») – это практически треть населения областного центра. Газету читают люди всех возрастов (при этом у «Новгорода» на протяжении нескольких лет сохраняется самая «молодая» аудитория среди общественно-политических изданий) и разных видов дохода, однако у категории «служащих» она пользуется большей популярностью, чем у «руководителей». Примечательно, что женщины читают «Новгород» больше мужчин. Хотя, наверное, это не удивительно, учитывая, что представительниц прекрасной половины человечества в нашем городе живет больше, чем представителей сильного пола.
Кстати, такая же картина характерна почти для всех газет, за исключением разве что «Аргументов и Фактов», более популярных среди мужчин. «АиФ» также занимает второе место среди газет общественно-политического плана (по данным «Проспекта», средняя аудитория каждого номера – 5,8% от всех читающих прессу взрослых новгородцев), далее следуют «Комсомольская правда», «Новая новгородская газета» и «Новгородские ведомости».
Если брать развлекательные издания, то безусловный лидер – «Волхов» со средней читательской аудиторией каждого номера в 10,5%. Это издание, прежде всего, популярно у новгородцев с невысоким уровнем дохода и в «возрасте».
По рекламно-информационным изданиям лидируют «Вечевой центр» (средняя аудитория каждого номера – 6,6%), «Новгородская ярмарка» (4,1%) и т.д.
С голубого экрана
Телевидение в среднем в день смотрят примерно такое же количество людей, что и читают газеты – около 120 тыс. человек. Лидером по ТВ-рейтингам остается «Первый канал», программы которого приковывают взоры почти 46 тыс. жителей Великого Новгорода (25,8% от общей аудитории). На втором месте – НТВ с его сериалами (21,2%, или 37 тыс. 738 человек). Третью позицию прочно удерживает канал «Россия-1» (около 34 тыс. зрителей), на котором выходят информационные выпуски НГТРК «Славия». И в плане популярности именно новгородских телепередач «информпродукт», подготовленный командой Сергея Даревского (помимо «России-1» трансляция идет и на канале «Россия-24»), – наиболее популярен и востребован у горожан.
Как сообщило руководство «Славии» со ссылкой на данные агентства «Media-полюс», самыми популярными программами являются «Вести. События недели» (трансляция идет по «России-1» и «России-24», аудитория по каждому из каналов «зашкаливает» за 50 тыс. человек) и «Вести Великий Новгород» на канале «Россия-1» в 20.30 (средняя аудитория около 47 тыс. человек).
Что до популярности других каналов, то четвертое место – за «ТНТ-Триада» – около 30 тыс. зрителей в день. При этом канал, пожалуй, можно назвать самым «молодым» – он больше всего пользуется спросом у людей в возрасте от 25 до 39 лет. Напомним, что здесь также выходят информационные программы, подготовленные сотрудниками ЗАО «Телекомпания Триада» и посвященные новгородской тематике.
Что касается еще одного новгородского телеканала – «Новгородское областное телевидение», то, по сравнению с прошлым годом, здесь отмечен рост рейтингов, что однозначно можно связать с кадровыми изменениями в его структуре и реализующейся с весны новой информационной политикой.
На волнах радио
А вот что точно популярно в Новгороде, так это радио – в среднем в сутки почти 126 тыс. человек слушают те или иные радиостанции. Хотя фактор «некуда деваться» (в том же транспорте) исключать нельзя…
Наибольшей популярностью, как и раньше, пользуется «Европа плюс» – 30,6% от общей среднесуточной аудитории. В силу специфики наиболее востребована радиостанция у молодых новгородцев, точнее даже – молодых мужчин, гораздо чаще включающих эту «волну», чем девушки.
Также преобладание сильного пола, по данным «Проспекта», отмечено и на «серебряном» призере рейтинговых гонок – «Дорожном радио» – порядка 38 тыс. слушателей. Но здешний репертуар более востребован у людей в возрасте от 30 лет.
Далее по популярности следует «Русское радио» (16% от среднесуточной аудитории), недавно появившееся на волнах бывшего «Старого порта» «Ретро FM» (9,7%, или почти 15 тыс. слушателей). Незначительно уступают «ретроманам» «Авторадио» (9,6%) и «Маяк» (9,1%, около 14 тыс. слушателей).
Возвращаясь к теме «Новгородского областного телевидения», заметим, что заработавшее нынешним летом на его базе «Радио 53» уже успело отметиться в октябрьских рейтингах – показатель для перспективы очень неплохой.
В глубинах сети
Ну и пару слов о тех изданиях, которым никакие исследования не требуются совершенно – их рейтинги практически и так «на ладони». Речь идет об Интернет-СМИ. Из-за «математической» модели мировой паутины данные (хотя и здесь есть погрешности, но общую картину они не меняют) по количеству читателей таких ресурсов отображаются на так называемых «счетчиках», имеющихся у каждого уважающего себя Интернет-издания. И если брать такие СМИ, подготавливающие собственные информационные материалы, то наиболее популярными являются: Интернет-газета «Ваши новости», новостной и медийный блоки портала «Новгород.ру», ветеран местного Интернет-движения ИА «Великий Новгород.ру», сайты газет «Новгород» и «Новгородские ведомости». Что же касается читательской аудитории, то это не только новгородцы и в целом россияне – новости города и области вызывают интерес у посетителей Сети от США до Китая, от ЮАР до Норвегии.
В исследовании РА «Проспект» приняло участие 785 человек в возрасте от 18 лет. При проведении исследования применялся телефонный опрос, он проходил в два этапа в период с 1 июля по 21 августа 2010 года. Использовалась методика «воспоминание вчерашнего дня» (определялись показатели по прослушиванию радио, просмотру ТВ и прочтению прессы за вчерашний день). Каждый день опрашивалось одинаковое количество людей с одинаковой для каждого дня социально-демографической структурой.
Опрос методом «личного интервью» маркетингового агентства «Media-полюс» проводился с 1 по 8 октября в 21 точке Великого Новгорода (в основном возле торговых заведений) среди новгородцев в возрасте 15-65 лет. Время проведения: с 16.00 до 19.00 (вторник-пятница), суббота – 12.00-16.00, в воскресенье и понедельник опрос не проводился. Объем выборки составил 681 единицу. В основу метода измерения был также положен принцип «воспоминание вчерашнего дня».