Новгородский Ван Гог

25.11.2010

Новгородский  Ван ГогПоезд мчался в ночи, за окном в непроглядной тьме проносился таинственный лес. И вдруг он представил, или скорее ощутил, как за жизнью чащоб и их обитателей внимательно и сурово наблюдает дух леса. …Так появилась картина «Овсень», вместе с другими полотнами представленная на выставке художника Николая Пронина «В жизни роль играю грешную…»

А однажды смотрел в окно, по которому нескончаемым потоком струился дождь, и увидел в переплетении струй лицо – будто кто-то смотрит на него с другой стороны. Глаза грустные-грустные. Тут же схватился за кисть, и родился диптих «Взгляд»: «Грустный» и «Хитроумный».

Он видит сюжеты картин во всем. Глянул в полированный бок старого чайника, а там внутри целый мир! Шел по улице, глаза наткнулись на доску объявлений, и появилось полотно – окраина города, покосившийся домик, лес… «Какая связь?» – спросите вы. Вот и я спросила, и услышала радостный ответ: «Ассоциативная!».

Как-то сидел у друга в мастерской, когда к тому  зашла гостья. И будто беспокоит ее что-то, «корёжит» – никак не может найти себе места, то так сядет, то этак. Николай незаметно взял карандаш, быстро сделал набросок… Если будете на выставке, интересно, угадаете ли вы, какая работа из этого получилась? Подскажу: угрожающе перекореженные деревья в лесной чаще, из плена которых пытается вырваться-выскользнуть нежная лесная нимфа.

Заинтриговало название выставки, в котором явно заложена какая-то идея, и, очевидно, не та, что лежит на поверхности.

– Так ведь творческое самовыражение – это уход от реальности, обыденности. Я как бы вступаю в игру с высшими силами, а это грех, – пояснил Николай.

– А почему бы не вступить с этими силами в сотворчество?

– Пытаюсь. Наверное, именно в такие моменты работа идет легко. Но вот, например, несколько лет назад, захотелось мне изобразить современную беременную женщину в образе Богородицы. И ведь эта картина так и стоит неоконченной! Не идет – и все. Видимо, круто замахнулся… Наверное, придется оставить эту идею и просто написать женщину в ожидании ребенка. – Николай подводит меня к другой работе: – «Блюз от Джокера» я писал целых десять лет, подходил к ней по-всякому. А ведь карточная игра тоже грех! Есть о чем задуматься…

Наряду с ассоциативными в багаже художника много обычных реалистических работ, которые тоже очень нравятся зрителям. Судя по книге отзывов, даже маленьким. Есть тут и природа, например, жизнь леса во многих проявлениях и состояниях. «Это не просто скопированный пейзаж, а отклик на него моей души», – поясняет автор.

Особняком – образ уходящей русской деревни: некрашеные домишки, покосившиеся баньки. Но от них не веет тоской заброшенности, даже, наоборот, немного радостно от сознания того, что эти кривенькие баньки, возможно, еще нас переживут.  «Главный человек на земле – крестьянин, – уверенно говорит Николай. И вдруг задумчиво добавляет: – Если бы не был художником, сам стал бы крестьянином».

Свой путь в искусстве Николай характеризует витиевато: «Отдал себя на растерзание музе живописи и стал заниматься станковым искусством, тяготея в творческих симпатиях к импрессионизму». Товарищи по кисти называют его «наш Ван Гог». А новгородская художница Светлана Гарбар высказалась  еще проще: «Художник – в душе ребенок. Искренний и отважный».

Подробнее узнать о творческом пути Николая Пронина и познакомиться с его работами можно на персональной  выставке, которая проходит в Доме народного творчества (ул. Бредова-Звериная, д. 14).




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.