Крестодвижение

25.11.2010

КрестодвижениеГениальные физики современности открыли эффект искривлённого пространства и времени, которое может замедлять или ускорять свой ход. Нельзя сказать, что художники были уверены в этом давно, но Санкт-Петербургский Арт-Центр «Пушкинская, 10» (его не случайно называют ещё и «Ковчег XXI века») — пример того, как в обычном городском пространстве возникает ярко-цветное, талантливое и свободное новообразование, в котором и Пространство, и Время ведут себя по-другому. Иногда сжимаясь до маленькой и короткой выставки, или расширяясь, да так, что края «цепляют» другие города и страны. В декабре «Ковчег» приплывает в Великий Новгород.

Товарищество «Свободная культура» на Пушкинской, 10 возникло в 1989 году. Сейчас трудно себе представить, но бесхозяйственность позднесоветских властей дошла до такой степени, что в центре Ленинграда, испытывающего острую нехватку жилья, оказалось много пустующих зданий. В одном из них поселились художники. Таких колоний-сквотов очень много в разных странах. Там такое использование ветшающих домов приветствуется, но у нас свои особенности, и понятно какие. Долго ли коротко, после всех возможных форм борьбы, в которых приходилось отстаивать и свободу, и культуру не в казённом понимании этого слова, Арт-Центр состоялся.

Теперь он имеет международную известность, из его стен выходят проекты и выставки, путешествующие по всей стране. Самого что ни на есть актуального искусства. Но в основе по-прежнему: труд художников в более чем 40 мастерских, галереи, выставочные залы, клубы, концертные площадки, целый музей нонконформистского искусства и даже Храм Любви, Мира и Музыки имени Джона Леннона. Здесь, на Пушкинской, куда, между прочим, смотрит опекушинский Пушкин аж с 1884 года, творится нынешняя петербургская российская культура, творится энергично и ярко.

Арт-Центр пошёл навстречу нашему Городскому выставочному центру и предложил ряд выставок. Будет у нас и уморительный мудрец Андрей Чежин со своим музеем канцелярской кнопки, и русские космисты, и вызывающий оторопь по-настоящему постиндустриальной лирикой Игорь Иванов, и многие другие. Жалко, год маловат, а заглядывать дальше не рискнули. Начать решили 4 декабря с проекта «Крестодвижение».

Во-первых, потому, что его второе название «Александр Невский и русские святые в современном искусстве». Есть мнение, что «актуальщики» или «абстрагоны», т.е. художники, занимающиеся формальными поисками (впрочем, те, кто ими не занимается, не художники вовсе) находятся в стороне от духовных поисков в рамках религиозного миросозерцания. Будто бы и исторические темы их не интересуют. Какое заблуждение! На проекте Натальи Регинской на ту же тему мы убедились, что современное мышление не только не чурается, но и нуждается в ответах на вечные вопросы. Создать картину – мучительная духовная работа, но и понять, почувствовать, «услышать» её – такой же труд, доступный и необходимый, в том числе и детям. Ведь им и нам всем надо каждый раз начинать заново. Не приходится разве отвечать на вопрос: кем для Руси был Александр Невский? И отвечать горячо и именно сейчас. В вопросах постижения особенностей русской святости особенно губительны банализация духовного опыта, любая стандартизация, привычка. Вспомним путь русской иконы…

Не многим ошибаются те, кто говорит, что т.н. актуальное искусство встало на путь, который определил ещё Дягилев: «Удивите меня!». Шумно, агрессивно, гламурно, всё чаще впадая в приём, штукарство, одномерность и плоскую шутку. Тем более странно здесь, на выставке, вдруг услышать тишину, увидеть прозрачность, ощутить бестелесность. Вернуться, быть может, к тому периоду иконописания, когда теряло оно свои духовные основания, к которым пытались прильнуть Врубель и Нестеров, а Васнецов так и не смог… И это во-вторых, и во-первых, и в-третьих – «душа обязана трудиться» и сто лет назад и всегда.

Почему «Крестодвижение»? Потому что Крест – это бесконечность смыслов, это множественность путей и их единство в точке, которая в пространстве физическом занимает бесконечно малое место, но сверлит и сверлит сознание человека, как та палочка, вставленная в углубление средокрестья и при вращении руками (руками!) вызывающая крохотный огонёк. Крест – орудие казни и вознесения, т.е. конец пути и одновременно начало. Может, всё-таки лучше «Крестовоздвиженье»? Может быть. Но теряется главный смысл этой выставки: движение по горизонтали, от человека к человеку. Всё равно, предельно ясно, что христианские храмы осенены крестами как якорями, брошенными с небесного Корабля для нашего, может быть, и спасения. Надо только ими обменяться. Ковчег, корабль земной с этой целью и передвигается.

Выставка работает с 4 декабря в Большом зале Городского выставочного центра (ул. Б. Московская, 37/9, центр «Диалог») с 11.00 до 19.00, кроме понедельника. Открытие 4 декабря в 16.00.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.