Знаки акварельной тайнописи

09.12.2010

Монотипия – это просто. На гладкую поверхность (стекло или пластик) наносится краска, прикладывается бумага. То, что отпечаталось, и есть монотипия. Если вы сели на свежеокрашенную скамью, то через секунду вы – громко ругающийся носитель монотипии. Если сядет кто-то другой, то у него на костюме будет другой отпечаток. Это одно из достоинств монотипии – не тиражность. Но также и недостаток. Художники не любят возиться с монотипией: работы много, отпечаток один, да ещё и непредсказуемый.

Александр Фёдоров – художник из Петербурга. Именно его выставка открывается в Малом зале Городского выставочного центра. Он работы не боится, уникальность отпечатка его устраивает, а о непред-сказуемости разговор особый.

Есть такое понятие – фрактальная монотипия. Фракталами называют геометрические фигуры, состоящие из последовательно уменьшающихся объектов, повторяющих исходную фигуру. Самое удивительное, что большинство объектов природы и космоса являются фракталами (растения, облака, горы, да многое: от снежинки до Галактики). Всё связано со всем. Похожие явления нашли и в монотипии.

Дело в том, что когда лист бумаги отрывается от листа с красками, то изображение «живёт» ещё около двух минут, пока складываются силы нового поверхностного натяжения. В этот момент появляются фракталы. Некоторые художники намеренно провоцируют процесс растекания краски, создавая «стохатипии» (стоха – случайность). На листе возникают фантастические леса, горы, облака.

Искусство Александра Фёдорова вырастает из другого. Он тоже говорит о «рисующем тюбике», о самодвижении краски, о материализации идеального с помощью акварели, которая сделана из природного материала и оплодотворена водой. Но наш художник не смеющийся и играющий бог. Да, из его рук выходят пленительные и загадочные образы, отражающие музыку Вселенной. Ну а если он хочет изобразить не просто Галактику, а какую-нибудь конкретную Галактику, например: Кин-дза-дза? Тогда надо обратить внимание на стекло с красками, т.е. обратиться к необходимости.

Случай отражает случайные связи, воздействие малых или, наоборот, слишком сложных причин. Случай, конечно, бог изобретатель, как сказал поэт. Но другой поэт советовал стереть случайные черты, чтобы увидеть, что мир прекрасен. Случай, наверное, тоже прекрасен, но его путь, его судьба – оказывать давление на необходимость, стремиться превратиться в неё. Или исчезнуть. Необходимость же отражает движение в глубь объекта и познание связей. Получается, что художник ставит перед собой титаническую задачу – увязать случайность и необходимость, фатализм и свободу. Он должен УЧЕСТЬ, как разойдётся краска по прикладываемому листу. Он должен так сочетать десятки и десятки красок, чтобы результат получился предсказуемым, таким, каким он его видит.

Именно поэтому художник Александр Фёдоров проводит мастер-классы, где показывает, как, где и какую надо положить краску, чтобы получить предсказуемый результат. Выставка «Знаки акварельной тайнописи», на которой демонстрируются уже ставшие известными акварельные серии Александра Фёдорова, откроется 10 декабря в Центре «Диалог» в 18.00 мастер-классом художника. Следующий пройдёт 11 декабря, в субботу, в 12.00. Выставка продлится до 30 декабря. Часы работы с 11.00 до 18.00, кроме понедельника. Телефоны для справок: 946-079, 8 902 2832419.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.